форум осваивающих КОБ |
#13
|
||||
|
||||
![]() Цитата:
Прежде всего, определим модель диалектики, обозначим объекты к которым она имеет отношение и способ их существования. Диалектика существует только в пространстве идей, т.е. образов и представлений нашего сознания. Эти представления могут ассоциироваться и иерархически группироваться, образуя новые представления. Формируя представление, одновремённо формируется и представление, чем оно не является – так сказать, тезис и антитезис. Но антитезис вовсе не обязательно является противоположностью. Представления дискретны и их количество ограничено. Анализируя умозрительно ассоциации представлений, можно по правилам Аристотелевской логики почти бесконечно формировать новые, как это делается, например, в математике и т.п. Такие науки являются «тавтологиями», так как всё необходимое и достаточное уже содержится в первичных аксиоматических представлениях. Для познания природы умозрительных представлений (гипотез) недостаточно – необходимо проверять соответствие новых теоретических тезисов реальным экспериментальным фактам. И при несоответствии пересматривать теорию и представления, лежащие в её основании. То есть развивать науку и изучать мир можно не задумываясь о диалектике и не нуждаясь в ней вовсе. Диалектика появляется в ОПИСАНИИ ИСТОРИИ формирования представлений. В рассуждениях и описаниях того, как исходное представление перестало быть удовлетворительным, то есть выявились несовместимые противоречия в «борьбе» противоположностей, и что в результате этого исходный тезис должен быть изменён, но не просто заменён на противоположный, а так, чтобы включать в себя (снимать противоречие) и тезис, и антитезис, но не буквально, а на «новом уровне» – вот в этом и состоит вся диалектика. Переход количества в качество ничем особенным не отличается от рассмотренного – просто в иных условиях приходится переходить к иным представлениям и технологиям. Диалектика – это описательная, феноменологическая «наука», описывающая в своих терминах процесс познания, эволюции представлений, сама по себе в этом процессе не участвующая. Необходимость пересмотра представлений и выбор наиболее адекватно соответствующего цели и обстоятельствам, это естественный процесс, обусловленный дискретностью представлений и их ограниченностью условиями, рамками применимости. Диалектика же ситуацию, когда явление выказывает свойства в эти рамки не укладывающиеся, связывает с БОРЬБОЙ противоположностей. Хотя зачастую «противоположностями» они кажутся только по НАШИМ понятиям. Считается, что противоположности являются, с точки зрения диалектики, источником и побудительной силой к развитию и эволюции. Увы, сами по себе они ничем не являются. Только наше ОСОЗНАНИЕ И ВОЛЯ решить противоречие и есть причина прогресса. Но если согласиться с тезисом Гегеля, что «всё разумное действительно, а всё действительное – разумно», то «наша воля» становится уже волей развивающегося самопознания Абсолюта, т.е. объективной причиной. Хотя вряд ли можно не то что соглашаться, но и вообще принимать во внимание суждения автора нижеследующего диалектического опуса: «Электричество есть чистая цель образа, освобождающаяся от него,— образ, начинающий упразднять свое равнодушие; ибо электричество есть непосредственное проступание, или еще исходящее до образа, еще обусловленное им наличное бытие, или наконец еще не разложение образа, а лишь поверхностный процесс, в котором различия покидают образ, но имеют в нем свое условие, не приобретя еще собственной самостоятельности» (Гегель Г. В. Ф. Философия природы, разд. 323 // Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. II. М.—Л., 1934. С. 281) Понятно, что природу электричества Гегель знать не мог, неизвестна она и сейчас, но эдак выражаться вообще недопустимо, даже философу. |