форум осваивающих КОБ |
#6
|
|||
|
|||
![]()
К вопросу о конфликтах и их преодолении
(Из жизненных наблюдений) Для выхода из конфликта полезно приподнять-ся над ним, оценить результат конфликта с позиции общего хода вещей, и начать жить в новых реалиях. Я заводчанин (программист АСУ завода ВПК) На заводе я усвоила важный элемент производственной культуры – понятие «проехали»: «разбор полётов нужен»[1], но не надо слишком долго рефлексировать по поводу своих или чужих вчерашних промахов, упущенных возможностей и т.п. [2] Проехали: надо принять сложившиеся реалии и решать сегодняшние вопросы, и думать о дне завтрашнем. Вопрос о том, кто кому что сгоряча сказал – этот вопрос заводчане тоже подолгу не обсуждают, не муссируют: ну сказал, и сказал. Прояснили какой-то вопрос, выяснили, кто был прав, а кто «наезжал» не по делу – и вопрос снят, работаем дальше. --------------------------------------------------------------------------- [1] «Разбор полётов» обычно проводится в присутствии всех заинтересованных сторон, что ускоряет и упрощает эту процедуру, не позволяя сторонам необоснованно «переводить стрелки». [2] Кроме того, в периоды напряжённой срочной работы на все «выяснения отношений» налагается «табу». *===================================================================== == Продолжение темы Культура общения (из обсуждения на одном форуме): Не только молодёжь, но нередко и «взрослые дяди», когда у них возникают серьёзные проблемы со здоровьем (или серьёзные проблемы в семье), - начинают многое понимать, начинают задумываться о смысле Жизни, и становятся восприимчивы к слову. На Востоке говорят: «готов ученик, готов ему и учитель». Когда человек начинает всерьёз задумываться о смысле Жизни – информация к нему так или иначе приходит. «Надо будет – и муравей вестником станет». С начала 1990-ых годов я осознанно «работала муравьём» (давала и знакомым, и попутчикам в поездах популярные рериховские книжки, брошюры по системе П.К. Иванова, и т.п. А позже – литературу по КОБ). И я видела отзывчивость многих, в т.ч. и пожилых людей, на эту информацию. И в своём колледже я видела, как не только студенты, но и взрослые люди (некоторые «конфликтные» преподаватели) постепенно меняются к лучшему. ==================== Ещё об одном. Известно, что люди, которым пришлось посмотреть в глаза смерти, часто начинают многое понимать, переходят в другую «весовую категорию». Вопрос: Как передать это понимание тем, кому (слава Богу!) смотреть в глаза смерти не приходилось? (в т.ч. тем, кто, многого не понимая, устраивает «петушиные бои»… ) Есть разные методы воспитания у молодёжи ответственности за свои поступки; многие из этих методов базируются на традициях, в т.ч. на изначальном уважении младших к старшим. А сейчас и традиции, и уважение к старшим сознательно разрушается СМИ, и многие наши несовершенно-взрослые подростки и молодые люди, не получив должного воспитания в преемственности поколений, воображают себя «всё уже постигшими». И только когда они получают «затрещину» (на языке жизненных обстоятельств) – тогда они осознают, что многого в Жизни они ещё не понимают, и тогда они становятся восприимчивы к слову. *====================== < ПРОДОЛЖЕНИЕ > Когда друзья ссорятся всерьёз – обычно это надолго, нередко – навсегда. Причём нередко человек не может простить другу того, что посторонним людям он давно бы простил. Думаю, дело в том, что от друзей мы ждём поддержки (не ждём подвоха), и когда они поступают «не так» (не так, как мы от них ожидали) – часто мы воспринимаем это как «удар в спину» [1]. Поэтому после серьёзной ссоры бывший друг часто переходит не просто в категорию «нейтрально посторонних» – он воспринимается как человек, от которого заведомо можно ждать любого подвоха, а потому – как человек, любых контактов с которым следует по возможности избегать. Реализовать принцип ненапряжённых отношений: если возникли серьёзные разногласия, разойтись мирно, без ссоры [2] – это удаётся далеко не всегда. Но иногда удаётся. ------------------------------------------------ [1] Такая оценка далеко не всегда обоснована: ведь у второй стороны конфликта своё вИдение ситуации и свои резоны. [2] Cвоё дело ставь, а другим не мешай. Кто был ближе к Истине – Жизнь покажет; причём не исключено, что обе стороны были правы: надо было параллельно идти обоими путями. =================================================================== Далее. Преодолению конфликта часто мешает неспособность одной из сторон признать: «я был неправ» Причина такой неспособности – не всегда в личных амбициях. Иногда подсознание человека блокирует его способность осознать и признать свою вину – дабы он не впал в тяжёлую депрессию. Когда человек станет сильнее, сделает что-то Большое, за что он может себя по праву уважать (т.е. когда он сможет устойчиво уважать в себе человека) – после этого придёт и адекватная самооценка своих вчерашних грубых ошибок. Поэтому иногда, чтобы помочь человеку осознать его ошибки, надо не говорить ему об этих ошибках, - а помочь ему найти Дело и самоутвердиться в этом Деле. Собственно, при воспитании подростков часто так и поступают: сначала помогают развить сильные стороны, а уж потом заостряют его внимание на его недостатках. |