форум осваивающих КОБ |
#1
|
|||
|
|||
![]()
Была ли у Гегеля развёрнутая система диалектической логики?
(Компеляция из различных источников.) В отношении самого Гегеля, следует сказать, что он создал первую в истории мысли развернутую систему спекулятивной логики. Ибо Гегель ни о какой диалектической логике не помышлял и этот термин не использовал в своих трудах. К сожалению, дезинформация по поводу создания Гегелем системы диалектической логики гуляет не только по студенческим рефератам, но подчас является общим местом в статьях их преподавателей. Например, А.И. Бродский (1999) утверждает: "Как известно, термин «диалектическая логика» был введен в философию Г.В.Ф. Гегелем" ( Бродский А.И. Тайна диалектической логики. Гегелевская диалектика в советской России.) (http://forumkiev.com/redirector.php?url ... 30976.html)). Ранее, с претензией на регистрацию факта, эту же идею транслирует Н.И. Кондаков (1975) в своем логическом словаре: "Поставив перед собой задачу «оживотворить» духом «мертвые кости логики» [12, стр. 32], Гегель противопоставил формальной логике свою диалектическую логику" (Кондаков Н.И. Диалектическая логика/Логический словарь-справочник / (http://forumkiev.com/redirector.php?url ... 87505.html) изд. 2-е испр. и доп., Москва. 1975 - С.145-147) Я. Берман (1908): "Из предисловия Гегеля к его "Логике" видно, что логика для Гегеля есть нечто большее, чем специальная наука о приемах научного мышления; она есть квинтэссенция науки, она тождественна с метафизикой; да и самое представление о строгом разграничении области науки и философии, что было совершенно чуждо мировоззрению Гегеля. Поэтому для него вопрос был поставлен таким образом: или формальная или диалектическая логика" ... "Итак, диалектическая логика должна быть поставлена на м е с т о формальной" (Я. Берманъ. Дiалектика въ свете современной теорiи познанiя. - М., "Московское книгоиздательство", 1908 - С. 72). Житловский Х.И. (1898): Материализм и диалектическая логика. В последнее время в нашем обществе пробудился интерес к отвлеченным философским вопросам. Особенно посчастливилось при этом Гегелю и тем его ученикам (Марксу и Энгельсу), которые старались сочетать его его диалектику, охватывающую области логики, теории развития и методологии, с основами материалистической философии (Житловский Х.И. МАТЕРИАЛИЗМ И ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА. - Русское богатство, июнь [— июль] 1898). Так создавалось ложное представление о Гегеле как основателе современной диалектической логики. Но зачинателями этой "мифологизации" спекулятивной логики Гегеля (куда не кинь и как не изворачивайся), явили себя Маркс, Энгельс и Ленин. (Господи меня прости!) Разумеется не всё так беспочвенно, т.к. кое-какая предпосылка есть и у самого Гегеля. В той же "Науке логики", Гегель так отзывается о формальной логике: "Указанный же приобретенный материал (т.е. "материал" из формальной логики) — уже известные формы мысли — должен рассматриваться как в высшей степени важный подсобный материал (Vorlage) и даже как необходимое условие, как заслуживающая нашу признательность предпосылка, хотя этот материал лишь кое-где дает нам слабую нить или мертвые кости скелета, к тому же еще перемешанные между собой в беспорядке" (Гегель Г.В.Ф. Наука логики, том 1. - М. 1970. - С.82). (Т.е. эти "слабая нить или мертвые кости скелета" для новой спекулятивной логики как "приобретенный материал", - Гегелем, якобы, уже найдены в формальной логике. Только "где" и "что" им найдено он не показал.) Причем, содержание материала мало касалось "спекулятивной стороны", подчеркивает Гегель. И эти «мертвые кости скелета» и «слабую нить», которые пусть и в таком состоянии, но есть в «материалах» старой формальной логике, следует оживить, создав новую спекулятивную логику (теоретическую категориальную). Вот этому то созданию «теоретической категориальной логики познания» в её диалектической ипостаси (в форме спекулятивной логики Гегеля) и были заняты все и вся в философии Советского Союза, поддерживаемые авторитетами Маркса, Энгельса и Ленина. Не понимая того, что это, пусть и близкая, и даже пересекающаяся ветвь, но всё же другая самостоятельная задача по отношению к созданию диалектической логики в собственном смысле этого слова. Ведь в самом общем смысле логика есть наука о рассуждении. (Вообще-то и здесь не так. Скорее: - Логика есть методология и метод ИССЛЕДОВАНИЯ, уже формально выраженных в среде языка, рассуждений (суждений), чему служат доказательством все достижения формальной логики от Аристотеля до компьютера.) |