форум осваивающих КОБ |
|
Важная информация |
6й Приоритет Армия, обычное оружие, горячие войны |
|
Опции темы | Опции просмотра |
#19
|
|||
|
|||
![]()
Имелись также пять сверхмалых ПЛ типа «Уна» (911 «Тиса», 912 «Уна», 913 «Зета», 915 «Купа» и 916 «Вардар»). 914 «Соча» в 1991 году вошла в состав ВМС Хорватии. Все лодки были построены в г. Сплит в 1985 - 1989 годах. Они могли брать на борт до шести боевых пловцов, магнитные мины, а также четыре самоходных двухместных подводных аппарата типа «Мала» . Водоизмещение подводного аппарата 1,4 т; длина 4,9 м, ширина 1,4 м, осадка 1,3 м; электромотор мощностью 4,5 л.с, обеспечивал дальность плавания 18 миль при скорости хода 4,4 уз; рабочая глубина погружения достигала 60 м.
Самыми крупными надводными кораблями являлись фрегаты типов «Сплит» и «Котор» - 31 «Сплит» , 32 «Копар», 33 «Котор» и 34 «Пула». Первые два (проекта 1159, по натовской классификации -«Кони») были получены из Советского Союза соответственно в марте 1980 года и декабре 1982-го, третий и четвертый (аналогичного проекта) построены по лицензии на югославских судоверфях в 1988-м. Они отличались конструкцией надстройки, что связано с изменением расположения комплексов ПКР и наличием торпедных аппаратов (четыре контейнера ПКР типа П-15 (SS-N-2C «Стикс») находились в средней части и направлены в нос, а на первых двух - в кормовой части корпуса и направлены в корму), а также типами дизельных установок. Минно-тральные силы были представлены двумя базовыми тральщиками типа «Вуков Кланац» французской постройки (M l52 «Подгора» и M l53 «Блитвиница»), переданными флоту в 1957 году, а также двумя рейдовыми типа «Хэм», построенными в Югославии в 1964 - 1966 годах (Ml41 «Млет» и Ml42 «Бресец»). Кроме того, ВМС располагали 12 речными катерами-тральщиками водоизмещением до 65 т. Танкодесантные корабли (DBM241 «Силба», DTM229 и 232, DSM513 и 514) могли осуществлять и минные постановки. Первый из них, созданный по типу ролкера на верфи в г.Сплит, был передан флоту в 1990 году, остальные -в конце 60-х. Легкие силы флота включали следующие боевые катера: - Десять ракетных типов «Раде Кончар» (401, 403-406) и «Стефан Филипович» (304 - 308). Первые были построены на национальной верфи в 1977 - 1980 годах на базе шведского катера типа «Спика», вторые (проекта 205,«Оса-1») получены из Советского Союза в конце 60-х. - Четыре торпедных типа «Пролетер» (213, 215, 218 и 224), построенных по советской лицензии (проект 201, «Шершень»). - Шесть патрульных типа «Мирна» (172, 174, 175, 177 - 179), построенных на национальной верфи в 1981 - 1985 годах. Кроме того, имелись 20 речных патрульных катеров и такое же количество десантных (десантно-высадочных средств). Войска береговой обороны включали две бригады охраны побережья, десять батарей управляемых ракет класса«берег - корабль» и десять отдельных батарей береговой артиллерии (80 орудий различных калибров). Они решали задачи обороны с моря в районах Боко-Которского залива и побережья Черногории. Система комплектования ВМС офицерским, старшинским и рядовым составом находилась на этапе становления. (основной учебный центр флота, ранее располагавшийся в г. Сплит, был эвакуирован в г. Биела.) Система базирования военно-морских сил страны включала комплекс военно-морских объектов, расположенных в Боко-Которском заливе (крупнейшей на побережье Адриатического моря фиордообразной естественной бухте), а также пункты базирования Бар и Ульчин . Разрабатывался план строительства 5-км канала, соединяющего бухты Триват и Трасте, который существенно улучшил бы маневренные возможности базирующихся в заливе боевых кораблей и катеров. В Кумбор, где находиться штаб военно-морского района «Бока», базировались надводные корабли, в районе Зеленика - ракетные и торпедные катера. Между портами Росе и Пристан имеются скальные укрытия для подводных лодок, боевых кораблей и катеров. В районе порта Тиват расположена судоверфь «Сава Ковачевич», снабженная синхролифтом и двумя плавдоками для ремонта и докования ПЛ и надводных кораблей. По оценке специалистов, возможности базирования флота уже тогда не отвечали текущим и перспективным потребностям. В этой связи наряду с развитием объектов инфраструктуры в заливах Боко-Которском и Трасте намечалось построить военно-морскую базу (в районе Вальданос Инлет), а также пункт базирования речных патрульных катеров (на оз. Скутари). Программа реорганизации ВМС, рассчитанная на несколько лет( но невыполненная), предусматривала снятие с вооружения устаревших кораблей и судов, наращивание возможностей по подготовке личного состава флота и создание ряда объектов инфраструктуры. Кроме того, она включала вопросы совершенствования организационно-штатной структуры в рамках обновления вооруженных сил страны в целом, а также модернизации боевого состава флота с возможной закупкой необходимого оружия и военной техники за рубежом. |