форум осваивающих КОБ |
|
Важная информация |
1-3й Приоритеты Мировоззрение и методология, история, идеология |
|
Опции темы | Опции просмотра |
#3
|
|||
|
|||
![]()
Философия и практика кунфу. Буддизм как философия, никогда не рассматривал какие-либо движения тела как агрессивные, оскорбительные или оборонительные. "Загрязненными" или аффективными, с точки зрения буддизма, бывают лишь состояния ума (следствием чему являются движения тела).
Надо заметить, что буддизм в процессе своего развития занимается исследованием всех видов человеческой деятельности. Традиция кунфу монастыря Шаолинь не имеет ничего общего с общепринятым понятием "боевых искусств" или боя, в том виде, что применяется в армии или используется обычными людьми для одержания победы над своими противниками. Согласно историческим хроникам кунфу (как и Чань-буддизм) было основано в монастыре Шаолинь знаменитым индийским монахом Бодхидхармой. Школа Чань с самого начала выступала под названием "метод непосредственного постижения" или "школа прямого пути". Буддизм, конечно, уважает жизнь и учит ненасилию, а развитие личности видит в устранении аффективных мыслей и штампов сознания, благодаря которым и обеспечивается приток страданий. И Чань отказывается верить в какой-либо "мир вне нас". Т.е. вся работа сводится к очищению собственного внутреннего пространства, поэтому практика Чань, по существу, является психотехникой. Для устранения штампов Чань любит использовать пограничные состояния сознания и зачастую выбирает экзотические методы тренировки, поскольку всякая экстремальная ситуация возвращает нас к реальности. В экстремальной ситуации всегда существует угроза для жизни, поэтому, чтобы выжить необходимы полное сосредоточение и полная свобода от всех штампов. Практика кунфу именно такова. Можно заниматься медитацией в прекрасном храме под красивую музыку..., но зачастую, это остается лишь красивой игрой, сном, который всегда кончается... Медитировать и оставаться "духовным" на грани жизни и смерти способен лишь полностью свободный человек! Но откуда же возникает эта "война"? Зачем приносить в этот и без того несчастный мир дополнительные страдания? Это связано с двойственностью человеческой природы и двойственностью этого "мира сансары". Чань учит, что борьба эта идет внутри всех существ. Эту борьбу с собой мы склонны периодически переносить вовне. Человек, таким образом, склонен производить насилие над другими или над собой из-за безначально присутствующего страха и незнания истинной природы мира. Мгновения счастья - это легкий отдых перед дальнейшей дорогой, и мы часто склонны успокаивать себя красивыми сказками вроде "духовности" или "чудес цивилизации", выступающими этакими наркотиками, уводящими от реальности. Самым большим мужеством в этой ситуации адепты Чань считают, идти навстречу проблеме, навстречу опасности, навстречу своим "демонам" и своим несовершенствам, поэтому это и называется "путем война". Быть лицом к лицу со своей "темной стороной" - поистине героический путь. И вся неприятность в том, что эта "темная сторона" зачастую проявляется для нас через наших противников. Смысл буддийской практики сводится к устранению понятий "я и мир", "я и другие". Бодхидхарма сказал: "Wu zi wu ta", что значит "нет меня, нет других". В ситуации боя монах не различает себя и противника, он сливается с ним в единое целое, и в этом проявляется буддийское сострадание. Боец становится противником, становится своей противоположностью - как день следует за ночью, как Инь следует за Ян... В реальности мы вообще не отделимы от наших противников всегда, мы изначально едины... и только безначальное неведение создает у нас иллюзию нашей оторванности от мира... Тогда откуда же удары и боль?! Это лишь выражение нашего внутреннего страдания и наше обучение, то что помогает увидеть наши ошибки. Но, традиционно все чаньские методы, будь то кунань(коан) или практика кунфу, всегда были внутренним делом Шаолиня, и не предназначались для использования вне стен монастыря. И хотя многие "мирские" бойцы, по тем или иным причинам осваивали внутренние техники, но к истинной духовной традиции Чань это не имеет никакого отношения. Монастырь Северный Шаолинь расположен в провинции Хэнань (Центральный Китай) в горном массиве Суншань, в двух с половиной часах езды от центра провинции - города Чжэнчжоу . Благодаря своему центральному месторасположению город стал крупным торговым и финансовым рынком. На этом крупном транспортном перекрестке сходятся все основные магистрали Китая, соединяющие Север и Юг, Запад и Восток. Но, наверное, по этой же причине современность настолько вытеснила отсюда "седую" китайскую древность, что для любителя истории это место не представляет значительного интереса. Суншань Шаолиньсы - монастырь Шаолинь в горах Сун был основан в 19 году эры Тхайхэ в период Северная Вэй (495г) индийским монахом Бато. Торжественное открытие монастыря состоялось 19 числа 2 месяца (~31 марта) . Согласно шаолиньской летописи, название монастыря происходит от его географического расположения и буквально означает - монастырь в лесу на горе Шао-ши. Постараемся дать краткое описание внешнего вида и внутреннего устройства этого столь знаменитого монастыря. Надо сказать, что за всю историю Китая монастырей с названием Шаолинь было около 10 (включая самый знаменитый Южный Шаолинь), также в силу широкого распространения китайской культуры во всей Юго-восточной Азии существовали аналогичные монастыри в Японии, Корее и Вьетнаме. Но до нынешних дней все же уцелел лишь один, тот самый Северный монастырь Суншань Шаолиньсы. Несмотря на многочисленные пожары, стоит и поныне, вдохновляя массы поклонников. И хотя современная жизнь значительно отличается от того легендарного времени, но и сейчас, как в прошлом, можно встретить людей, порой лишь с одной котомкой за плечами, приходящих в Шаолинь только по одному искреннему движению души. Шаолинь, кажется, уже невозможно сжечь, возрождаясь каждый раз из пепла, вновь торжествует его вечная идея гармонии духа и тела. И она, как бы уже, независима от того реального места, где расположен сам монастырь (чаньская задача гласит: - Где находится монастырь Шаолинь? - Он находится там, где ты есть). Внешний вид современного суншанского Шаолиня представляет собой монастырь образца последней цинской династии. До 1980г от монастыря сохранялось лишь то, что уцелело после пожара 1928г - всего несколько павильонов в полуразваленном виде. Но после того, как правительством Китая было принято решение сделать здесь туристический центр, монастырь был восстановлен примерно в прежнем виде. Очевидно, что внешний вид Шаолиня в эпохи разных династий, т.е. на протяжение его истории, менялся и есть тому достоверные свидетельства (на фресках в "Зале белых одежд" представлен монастырь минской династии). Монастырь расположен на склоне горы Шаоши. Нижние его ворота представляют собой вход в монастырь с южной стороны (они также имеют название "Горные ворота" - shan men), Северных задних ворот в настоящее время не существует. Склон горы довольно крут, так что внутри монастыря каждый последующий двор расположен значительно выше предыдущего, и т.о. сам монастырь напоминает лестницу. По периметру около 800-900 метров стена, окружающая его высотой 2,5-3 метров, выкрашена в традиционно киноварный (густо-красный) цвет, черепица же крыш по древнему китайскому регламенту покрыта зеленой глазурью. В двух часах езды от Чжэнчжоу на запад находится другой не менее крупный город - Лоян, который как раз и знаменит своим историческим прошлым. Лоян известен уже 3 тысячи лет и неоднократно становился не только центром княжества, но и столицей всей Поднебесной, с ним связаны многие известные исторические события Китая. Например, здесь место зарождения китайского буддизма. На окраине города находится храм Баймасы(храм Белой Лошади), он считается самым первым буддийским монастырем страны. Храм и поныне радует взор миллионов посетителей изысканной отделкой залов и благоухающими цветочными клумбами, за которыми так заботливо ухаживают монахи храма. сожалению, сам город Лоян почти не сохранил признаков своего древнего происхождения, и туриста, бродящего по его улицам в поисках исконных памятников старины, ждет легкое разочарование. Сейчас Лоян так же, как и Чжэнчжоу, является промышленно-торговым центром среднего Китая и напоминает, скорее, индустриальные окраины, плавно переходящие в деловую часть города. Лун мэн-Врата Дракона и знаменитые пещерные храмы Тысячи будд находятся за пределами города. Но вернемся все-таки к истории...именно в Лояне князь государства Северная Вей Сяо Вень Ди принимает решение, следуя просьбе знаменитого буддийского монаха Бато, основать храм, которому сам же и дал имя - Шаолиньсы,"храм в лесу на горе Шаоши". Здесь же, в Лояне (по некоторым версиям), Бато встречает своего ученика Сен Чхоу - чуть ли не самого первого шаолиньского бойца. Через Лоян же, очевидно, пролегал и путь легендарного Бодхидхармы(по-китайски Дамо; в некоторых источниках, кстати, путают Дамо и Бато) – основателя чань-буддизма и шаолиньских боевых искусств. Здесь прошел он, не замутненный ни пылью городской суеты, ни великолепием княжеского двора, движимый лишь мыслью о поисках истинного убежища. Если вы вдруг окажетесь на Лоянском железнодорожном вокзале, то не сможете не обратить внимания на крики:-"Шаолинь!"- наиболее часто доносящиеся здесь до уха. Несколько десятков автобусов ну просто будут счастливы, за небольшую плату, доставить вас к общепризнанной святыне, месту паломничества любителей боевых искусств всего мира - храму Шаолинь. Надо отметить, что несмотря на всю эту туристическую шумиху и активную коммерческую деятельность, развернутую вокруг этого, сам храм и особенно “вера в его идею” непонятным образом жива в народных массах (и не только китайского народа). До сих пор ходят легенды о живущих и ныне или в недалеком прошлом легендарных мастерах кунфу, мистических носителях техники точечного касания, великих и непревзойденных бойцах храма Шаолинь (и все это небезосновательно!). Вообще в Китае ощущается, что легенды и реальность настолько близки, что порой трудно отличить одно от другого. Из-за своей "чудовищно" древней истории эта мудрая нация научилась миролюбиво принимать и сохранять пережитки "седой" старины. В то же время, это не мешает Китаю покрывать небоскребами центры своих городов. Через час с небольшим от Лояна автобус начинает резко подниматься по крутому горному серпантину в долину горы Шаоши. Здесь-то как раз расположен и заботливо укрыт от холодных ветров и постороннего взгляда монастырь Шаолинь. С востока от Чжэнчжоу путь сюда более пологий, но значительно длиннее и проходит через уездный центр г.Дэнфэн. Это знаменитый исторический район Китая, превращенный теперь в национальный культурный заповедник. Здесь расположено много буддийских и даосских храмов, здесь находятся конфуцианские университеты - оплоты китайской учености, где создавались многочисленные трактаты, законы и развивалась китайская словесность. Часть из них сейчас восстанавливается для всеобщего посещения. Горный массив Сун Шань довольно причудлив, хотя и не высок (около 1500 м над уровнем моря). Горные пики, хребты, плоские вершины и отвесные скалы создают неповторимые очертания лежащего дракона - счастливый знак китайской геомантии. На подъезде к Шаолиню есть знаменитая гора "Монах", видимая только с одной точки - гордость местных экскурсоводов. Величественные горы Сун, очевидно, всегда волновали воображение людей, и здесь с древних времен обитали монахи и отшельники, предаваясь в уединении возвышенным помыслам. Многие известные поэты Китая путешествуя по Сун Шань, очарованные сказочной красотой здешних мест, слагали восторженные поэмы. По китайским легендам и мифам, долина гор Сун Шань это работа мифического императора Юя. Он, некогда, спасая Поднебесную от наводнения, превратившись в огромного медведя, прорывал русла великих китайских рек. И жена Юя, однажды увидев мужа в столь страшном облике, окаменела - камень этот, говорят, и поныне стоит где-то в долине. Южные ворота монастыря расположены напротив горы "Лежащий Будда" - огромная гора с вытянутой плоской вершиной, напоминающая, при пристальном взгляде, известный буддийский сюжет - Будда в лежачем положении - символ паринирваны Благословенного. Он словно охраняет и напоминает обитателям Шаолиня о необходимости постоянной практики. На въезде в долину, где расположен Шаолинь, посетителей встречает железный монах, соединивший ладони в традиционном приветствии. От въезда и остановки автобусов до монастыря еще около 1,5 км. Сначала надо спуститься до пропускных ворот, где продают билеты в Шаолиньскую долину. Философия: конспект лекций Автор: Денис Шевчук http://www.litres.ru/pages/biblio_bo...8233&lfrom=102 http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=178233 http://lib.aldebaran.ru/author/shevc...nspekt_lekcii/ http://bookz.ru/authors/denis-6ev4uk/filosofi_803.html http://fictionbook.ru/author/denis_s...spekt_lekciyi/
__________________
юрист, журналист, советую http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=422112&lfrom=102 |