форум осваивающих КОБ |
|
Важная информация |
1-3й Приоритеты Мировоззрение и методология, история, идеология |
|
Опции темы | Опции просмотра |
#2
|
|||
|
|||
![]()
След Конфуцианства.
Так же, как и дзэн, конфуцианская философская мысль внесла настолько большой вклад в историю, философию и психологию самураев, а затем и всего японского народа, что его невозможно очертить ни*какими границами. Учение великого китайца про*никло в самую душу народа и, наравне с синтоизмом и дзэн, во многом определило психологию нации, ее культуру и мировоззрение. В жизни великий мудрец неизменно воздержи*вался от четырех вещей, которые нашли воплощение в сути самурайства: 1) не вдавался в пустые разговоры; 2) не был категоричен в своих суждениях; 3) не проявлял упрямства; 4) не думал о себе лично. Сутью учения Конфуция является понятие Вели*кого Пути: «Человек способен сделать Путь великим, но великим человека делает не путь». Путь у Конфу*ция отождествляется с истиной, которая являет собой не только цель, но и все, что ведет к ней. Всю филосо*фию Конфуция пронизывает одна, ярко выраженная, идея — стремление к установлению порядка и спокой*ствия в мире людей. Одна из ключевых ролей в осуще*ствлении этой идеи отводилась благородному мужу. «У благородного мужа добродетель — ве*тер, у малых же людей она — трава, склоня*ется трава вслед ветру». В этом изречении Конфуция на примере благо*родного мужа определена вся сущность отношений между правителями, то есть людьми, наделенными властью, и подчиненными — народом. Ветер дует — трава склоняется. Благородным мужем, по Конфуцию, может быть не каждый, а лишь тот, кто, обладая свободой выбо*ра, сознательно выбирает движение вперед и идет навстречу судьбе, хотя мог бы остановиться и отка*заться от испытаний. Для исполнения предначертан*ного необходимо «знание небесной судьбы», а им может обладать только благородный муж, поэтому он способен, как хозяин, управлять и распоряжаться своей судьбой. Судьба же выступает в роли Пути, который отождествляется с истиной, и если многим не под силу первое, то продвижение по Пути, выпол*нение человеком данной ему от природы предназна*ченности, не только доступно, но и соответствует воз*можностям каждого. Провозглашенные Конфуцием добродетели, идея постижения Великого Пути, то огромное значение, которое он придавал ритуалу, долгу, человечности, составили морально-этическую основу всей будущей системы взаимоотношений не только в китайском, но и в японском обществе.
__________________
юрист, журналист, советую http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=422112&lfrom=102 |