форум осваивающих КОБ |
|
|||||||
| Важная информация |
| 1-3й Приоритеты Мировоззрение и методология, история, идеология |
|
|
Опции темы | Опции просмотра |
|
#9
|
|||
|
|||
|
В дополнение к классификации психотипов с позиций КОБ, стоит уделить внимание
критике существующего разделения людей на 4 группы : сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Задача классифицировать людей по типам психики связана с некоторыми сложностями по той простой причине, что все мы разные. Однако это не означает безосновательность таких попыток. Вопрос в том, насколько удачно подобраны критерии разделения. Позиция КОБ на мой взгляд безукоризненна в этом отношении. Кроме того, КОБ рассматривает вопрос не с точки зрения генетики - т.е. неких врожденных характеристик психики, а с точки зрения социологии - т.е. приобретенных качеств, сформированных на основе врожденных в результате взаимодействия человека с социумом. То есть человек рассматривается как уже сформировавшаяся, а не потенциальная личность. Поэтому практической пользы от этой концепции гораздо больше, чем от любых "генетических" теорий. Тем не мене заслуживает особого внимания обсуждение традиционного толкования психотипов, и далее вы поймете причину актуальности этого вопроса. Итак, имеем два критерия : активность и устойчивость психики. По первому критерию люди делятся на экстравертов и интровертов, по второму - на уравновешенных и неуравновешенных. Как извесно из "прикладной" психологии, четыре базовых типа психики определяются четырьмя комбинациями граничных значений этих критериев : Сангвиник : Уравновешенный Экстраверт Холерик : Неуравновешенный Экстраверт Меланхолик : Уравновешенный Интроверт Холерик : Неуравновешенный Интроверт Рассмотрим более детально оба критерия. В объективности и уместности разделения людей на экстравертов и интровертов сомневаться не приходится. Такой подход не вызывает противоречий ни с жизненной практикой, ни с интуитивным пониманием сути подобного разделения. Более того, можно дать четкое обоснование необходимости такого разделения, исходя из фундаментальных принципов мироустройства. Ведь активность - это категориальное свойство материи, разделяющее формы существования. Мир представлен единством противоположностей - пространства и времени. На социальном уровне такое свойство как интровертность можно соотнести с пространственным аспектом, а экстравертность, соответственно - с временным. Ассоциативно это можно выразить, сравнивая, например суть различия между мужским и женским началом. Кстати, Виктор Алексеевич Ефимов посвятил этой теме одну из радиопередач, так что приведенная пространственно-временная аналогия не должна вызывать противоречий. Поведение мужчины ориентировано на перспективу и связано с планированием своих действий на значительные временные промежутки, в то время как для женщины важнее решение сиюминутных вопросов. Противопоставление особенностей человеческой психики с помощью критерия активности имеет универсальный характер и позволяет поставить в один ряд пары противоположных по смыслу понятий, такие как : Интровертность - Экстравертность ; Женское - Мужское ; Интуиция - Логика. Эти пары представляют собой разные смысловые оттенки одной и той же фундаментальной сути, связанной с противопоставлением пространства и времени. Могу порекомендовать собственные наработки, проясняющие данный вопрос : http://ru.wikipedia.org/wiki/Маятник_непонимания Теперь о главном, к чему, собственно, все велось. Меру принадлежности человека либо к интро- , либо к экстравертам ( "вертность", так сказать) можно перевести на простой человеческий язык, уподобив ее активности, или направленности человека внутрь себя либо наружу, в социум. Второму критерию - устойчивости психики - так же можно дать простую и понятную интерпретацию. Несмотря на то, его суть прикрывается умными научными формулировками, однако, полагаю, многие согласятся с тем, что интуитивное понимание роли второго критерия можно выразить следующим образом : Сангвиник : Хороший (здоровый) Экстраверт Холерик : Плохой (больной) Экстраверт Меланхолик : Хороший (здоровый) Интроверт Холерик : Плохой (больной) Интроверт Неустойчивость психики не является объективным критерием разделения людей на психотипы, поскольку она всегда связана с нарушениями эмоционального состояния человека, вызванными негативным влиянием социума на его психику. Отсюда гипотеза : концептуальная власть способствовала укоренению этой профанации для того, чтобы "научно" обосновать разделение людей на хороших и плохих, а также выдать болезненные проявления эмоциональной сферы человека ( жалобы на жизнь и склонность к конфликтам ) за нормальное состояние. То есть, это один из способов реализации принципа"Разделяй и властвуй" а также концептуального прикрытия последствий геноцида. По-моему, типичный пример из области методологии власти. |