форум осваивающих КОБ |
|
|
|
#1
|
|||
|
|||
|
Цитата:
|
|
#2
|
|||
|
|||
|
Научная теория проверяема. Есть и критерии лженауки.
Следует отличать псевдонауку от неизбежных научных ошибок и от паранауки, как исторического этапа развития науки. Главное отличие науки от псевдонауки (ненауки) — повторяемость (воспроизводимость) результатов. Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются: * игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям; * нефальсифицируемость (несоответствие критерию Поппера), то есть невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории; * отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению»; * использование в основе теории недостоверных данных (т. е. не подтверждённых рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо недоказанных положений, либо данных, возникших в результате вычислительных ошибок. К данному пункту не относится научная гипотеза, чётко определяющая базовые положения; * введение в публикации или обсуждения научной работы политических и религиозных установок. Этот пункт, впрочем, требует внимательного уточнения, так как иначе Ньютон, например, попадает в разряд лжеученых, причём именно из-за «Начал», а не из-за позднейшей теологии. Более мягкой формулировкой этого критерия «ненаучности» могла бы быть принципиальная и сильная невычленимость научного содержания работы из прочих её составляющих. Впрочем, для современной науки принято, как правило, автору самостоятельно вычленять научную составляющую и публиковать её отдельно, не смешивая явно с религией или политикой. Иными словами, псевдонаука игнорирует важнейшие элементы научного метода — экспериментальную проверку и исправление ошибок. Отсутствие этой отрицательной обратной связи лишает псевдонауку связи c объектом исследования, и превращает её в неуправляемый процесс, сильно подверженный накоплению ошибок. Необязательными, но часто встречающимися признаками лженаучных теорий являются также следующие: * Теория создаётся одним человеком или небольшой группой людей, как правило, не специалистов ни в области того, о чём говорит теория, ни в смежных областях. * Теория небывало универсальна — она претендует на объяснение буквально всего мироздания (или, как в случае психологических теорий — поведения любого человека в любых обстоятельствах), из базовых положений делается огромное количество выводов, причём проверка корректности выводов на практике не проводится. * Автор активно использует теорию для ведения личного бизнеса: продаёт литературу по теории, оказывает платные услуги, основанные на ней, рекламирует и проводит платные «курсы», «тренинги», «семинары» по теории и её применению, так или иначе пропагандирует теорию среди неспециалистов в качестве высокоэффективного средства для достижения успеха и улучшения жизни (вообще или в некоторых аспектах). * В статьях, книгах, рекламных материалах автор выдаёт теорию за абсолютно доказанную и несомненную истину, независимо от того, насколько она распространена и от степени доверия к ней специалистов. Следует заметить, что существует и постоянно появляется множество теорий и гипотез, которые могут показаться псевдонаучными по ряду причин: * новый, непривычный формализм (язык теории); * фантастичность следствий из теории; * отсутствие или противоречивость экспериментальных подтверждений (например, из-за недостаточной технологической оснащённости); * отсутствие информации или знаний, необходимых для понимания; * использование терминологии старых, отвергнутых наукой взглядов для формулирования новых теорий; * конформизм того, кто оценивает теорию; Но если теория реально допускает возможность её независимой проверки, то это не может называться лженаукой, какой бы ни была «степень бредовости» (по Нильсу Бору) этой теории. Некоторые из таких теорий могут стать «протонауками», породив новые направления исследований и новый язык описания действительности. С другой стороны, «степень бредовости» теории или её «непризнанность» ещё не являются достаточным признаком её новизны и научности, хотя многие псевдоучёные склонны апеллировать к этому. Не следует относить к псевдонауке то, что наукой изначально не является (и не претендует на роль науки) и связано с другими аспектами жизни, например, религию, философию, спорт, театр, фольклор. |
|
#3
|
|||
|
|||
|
В вопросе "Что является наукой?" кроется ответ - Наукой является знание, НАУЧАЮЩЕЕ людей жизни и деятельности. Поэтому многие официальные "науки", по которым защищали ранее и защищают сейчас диссертации, можно выкинуть на свалку и люди станут только разумнее.К этому можно добавить, что у людей два полушария головного мозга. Одно отвечает за образное мышление, а другое за логическое. Поэтому в классификации наук и в критериях научности должно быть разделение на образные науки (система образования) и логические науки (система обучения). В России уже давно нет начального, среднеего и высшего образования. Критерий этой истины практика - образованные люди не допустили бы безообразий, наблюдаемых сейчас.Научает ли чему-нибудь людей "Закон времени"? - В обществе, как и любой другой системе есть свои ритмы жизнедеятельности, разнообразные волновые процессы. Знание этого позволяет людям искать и находить эти ритмы. С помощью ритмов можно исследовать прошлые события и предвидеть будущие и на основе этого планировать свою деятельность. Возьмём значимые события, например, 1953 год, прибавим 29 лет получим 1982 год, наоборот, вычтим 29 лет - получим 1924 год, еще вычтим - получим 1895 год. Александр III, Ленин, Сталин, Брежнев - характеризуют разные периоды и условия общественной жизнедеятельности в России в прошлом. А в будущем? - Прибавим к 1982 году еще 29 лет, получим 2011 год - конец эпохи перестройщиков-реформаторов и предостережение для верха федеральной власти. Это не предсказание, не предвидение, как у Авеля или Мессинга, но "соломку постелить" надо.
__________________
(Мера-Образ-Бытие) (Мир - Образ-Понятие-Слово - Дело - Цель человека - Цель Творца) |