форум осваивающих КОБ |
#6
|
|||
|
|||
![]()
Здравствуйте!
Сколько помню, понятие триединства Материя-Информация-Мера всегда вызывало вопросы и дискуссии у начинающих изучать КОБ. На нашем форуме есть тема по триединству Моё понимание (по состоянию на март 2002г) см. ЗДЕСЬ По поводу данного Лениным определения материи Цитирую по одному Словарю: *-------------------------------------------------- МАТАРИЯ - "объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, и отображаемая им" (Ленин) Всё существующее материально, представляет собой различные формы существования материи. Единство мира - в его материальности. Всеобщей формой существования материи является её движение в пространстве и времени. Признание первичности материи по отношению к сознанию и её независимости от сознания - основной принцип философского материализма. С историческим развитием научного познания изменяются и углубляются естественно-научные представления о строении и свойствах материи, но неизменным и непоколебимым остаётся философское понятие материи как объективной реальности, существующей независимо от сознания. *-------------------------------------------------- В этом определении из Словаря учтены не все нюансы сказанного Лениным. Но суть, как я это понимаю, в том, что: 1) если человек полагает, что "материя существует независимо от сознания человека" - тогда он не понимает механизма "Слово --> Образ --> Явление", т.е. целый пласт причинно-следственных связей воспринимается им как "безпричинная случайность", и соответственно он не может целенаправленно воздействовать на эти процессы. 2) В философии под Сознанием понимается не только сознание человека, но и Бог. Поэтому, когда говорится о независимости материи от сознания, подразумевается отрицание Бога (или как-то иначе названного Высшего Разумного Начала). В работе ВП «Диалектика и атеизм» приводится контекст из работы Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Приведу этот контекст с сокращениями: *-------------------------------------------------- Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Поэтому говорить о том, что такое понятие может «устареть», есть младенческий лепет, есть безсмысленное повторение доводов модной реакционной философии. Могла ли устареть за две тысячи лет борьба идеализма и материализма? Тенденций или линий Платона и Демокрита в философии? Борьба религии и науки? Отрицания объективной истины и признания её? Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его? *-------------------------------------------------- Как видите, сам Ленин считал, что его определение материи дано с позиций материализма, т.е. с позиция отрицания религии и «сверхчувственного знания», отрицания бытия Бога. (Об этом см. и другие работы Ленина, в т.ч. его очерк «Карл Маркс») Напомню, что по Платону «мир сверхчувственных идей» первичен, а «мир реальных вещей» вторичен. А с точки зрения триединства, возможно движение в обоих направлениях: 1) «Явление –> Образ --> Слово» - при этом наши чувства отображают «объективную реальность»; 2) "Слово --> Образ --> Явление" – здесь наш внутренний мир порождает «объективную реальность», при этом «объективная реальность» оказывается зависящей от сознания человека. |