форум осваивающих КОБ |
#5
|
|||
|
|||
![]()
04 Иерархия СУ
КОНСТАТАЦИЯ: Необходимость выработки целостного знания требует, как минимум, определённой систематизации описаний различных схем и режимов управления, определения иерархии их взаимоотношений. Весьма желательно было бы получить и понимание того, каким образом системы управления различных типов связаны с ПФУ, с философской системой «Материя – Информация – Мера» и даже, (как это не покажется крамольным!) с психотипами личности. Очевидно также, что в единой иерархия систем управления должны соответствовать определённые режимы и Меры устойчивости управления. ВОПРОС: Можно ли выстроить единую, целостною иерархию систем (схем) управления, связав их с режимами работы и устойчивостью процессов управления? ПОЯСНЕНИЯ: Схем (и режимов) управления не три, а четыре. Ведь в ДОТУ кроме схем программного, программно-адаптивного и управления по схеме «предиктор-корректор» представлена и интеллектуальная схема управления. В соответствии с этим рассмотрим: А) РЕЖИМЫ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ МАНЁВРЫ Векторы управления и соответствующие им режимы управления лучше разделить не на «два класса», а на четыре. Тогда классы могут полностью соответствовать схемам управления. 1) Программная - балансировочная статическая (нормальный режим управления); 2) Адаптивная – балансировочная динамическая (допустимый режим управления); 3) Предиктор-корректор – слабый манёвр (аварийное управление); 4) Интеллектуальная – сильный манёвр («катастрофическая» алгоритмика управления). Б) СХЕМЫ И РЕЖИМЫ УПРАВЛЕНИЯ на примере «вождение автомобиля». Примером (1) нормального режима управления является движение автомобиля по прямой (автоматическое «подруливание»). Это соответствует программному режиму управления-устойчивости, где роль программы выполняют конструктивные особенности автомашины, стабилизирующие её траекторию (то же «подруливание» при нормальном «развале» колёс). Работа системы может описывать первые действия (нажатие педалей газа и сцепления), например, водителя-новичка или элементы тривиальных операций людей, обученных вождению. Примером (2) допустимого режима управления-устойчивости является «руление» (и «подруливание») при движении автомобиля с целью вписывания в границы полосы движения. Это соответствует программно-адаптивному режиму управления, где роль адаптационной схемы управления выполняет даже неквалифицированный водитель. Аварийный (3) режим управления-устойчивости (здесь именно – «по предсказуемости» во всей полноте) – это работа в состоянии выхода за полосу движения (на «встречку», на обочину). Соответствует алгоритмике работы схемы «предиктор-корректор» или практике работы квалифицированного водителя. Система в режиме (4) катастрофического управления-устойчивости может управляться только по интеллектуальной схеме управления (то есть суперсистемой). Соответствует процессу управления в катастрофической ситуации (например, с целью нанесения минимального ущерба для пассажиров), то есть режиму работы водителя-профессионала. Понятно, что катастрофа – это потеря управляемости-устойчивости. В) УСТОЙЧИВОСТЬ СУ на примере суперсистемы «рота»: 1) УСТОЙЧИВОСТЬ в смысле ИСПОЛНЕНИЯ, соответствующая программной схеме управления. Солдаты должны устойчиво (безпрекословно) выполнять команды «направо», «налево», «стой» и другие команды своего командира. Соответствует нормальному режиму управления; 2) УСТОЙЧИВОСТЬ АДАПТАЦИОННАЯ, в классическом (ляпуновском) смысле «возвращения с течением времени параметров объекта к исходным значениям после снятия возмущающего (внутреннего или внешнего) воздействия», соответствующая программно-адаптивной схеме управления. Рота солдат должна устойчиво выполнять команды «стройся», «разойдись», «к бою!» и другие команды командира. Адаптационная (синоним - адаптивная) устойчивость достигается на основе программно закреплённых навыков исполнения. Соответствует допустимому режиму управления; 3) Устойчивость по ДОТУ как «УСТОЙЧИВОСТЬ объекта В СМЫСЛЕ ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ поведения в определённой мере под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управоления», соответствующая схеме управления «предиктор-корректор». Во время боя каждый солдат должен самостоятельно просчитывать наперёд своё поведение и совершать конкретные действия, направленные на выполнение ранее полученных команд командира. Устойчивость по предсказуемости базируется на основе закреплённых умений работать в различных адаптивных режимах. Соответствует аварийному режиму управления (кризис-менеджменту); 4) УСТОЙЧИВОСТЬ В СМЫСЛЕ ПРОГНОСТИКИ (предсказуемости в субъективно выбранной Мере) вариантов поведения объекта управления «под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управоления» – это компетенция командира, как центра управления суперсистемы «рота». Он обязан учитывать возможности обеспечения солдат достаточными ресурсами (оружием, боеприпасами) для ведения боя в данной местности (маскхалаты, данные разведки), физическое состояние бойцов и прочие не поддающиеся точному расчёту факторы. Устойчивость работы суперсистемы в смысле прогностики достигается на основе освоенных навыков работы в предикционных режимах вложенных (подчинённых) элементов суперсистемы «рота». Соответствует профессиональному (способному победить даже в катастрофически плохой ситуации) режиму управления; Таким образом, получаем сводную таблицу следующих соответствий: Схема управления – Режим управления – Устойчивость управления 1) Программная - балансировочный нормальный - устойчивость в смысле исполнения; 2) Адаптивная – балансировочный допустимый – устойчивость адаптационная; 3) Предиктор-корректор – слабый манёвр или аварийный – устойчивость в смысле предсказуемости; 4) Интеллектуальная – сильный манёвр «катастрофический» - устойчивость в смысле прогностики. Вот и единство. |