форум осваивающих КОБ |
|
#8
|
|||
|
|||
|
Цитата:
Что россиянам известно, в частности, об адыгах - аборигенах Северного Кавказа? Современными учёными отмечается действующий существенный историографический фактор – «забытость» адыгов в российской и западной историографии... «...и двухтысячелетняя связь с хатто-хетто-каскейской цивилизацией Анатолии, и почти двухтысячелетняя связь со строителями дольменов с берегов и островов Средиземного моря (Пиренеи, Магриб, Корсика, Сардиния, Сицилия) и Балканского полуострова (Восточная Фракия), и тысячелетнее взаимодействие с эллинами и римлянами; и тысячелетний византийский период; и шестисотлетний период черкесского присутствия в Египте; и почти четыре века этнокультурного обмена с Османской империей; и двухвековое сосуществование с генуэзцами, и многое другое... Именно с друидизмом связано толерантное отношение адыгов к представителям самых разных культур, религий и рас, которые находили условия существования в Черкесии весьма комфортным и воспринимали адыгство. В Черкесии укрывались беженцы и диссиденты отовсюду: царевичи из Орды и Крыма, русские, казаки, евреи, армяне, представители рода Османов, грузины, поляки... Нормы закона не зачитывались из церквей или мечетей. Они формировались веками развития народной этики и морали, и поддерживались каждым членом общества...» Б. Агрба, С.Х. Хотко ""Островная" цивилизация Черкесии". «Действующие офицеры и солдаты Кавказской армии имели вполне адекватное представление об уровне сельхозпроизводства в Черкесии, её агрикультурном облике и потенциале. Но для всей остальной России результаты, полученные комиссией, оказались полнейшей неожиданностью. Опубликованный, более чем на 150 стр. отчёт буквально взбудоражил как общественное мнение, так и специалистов в области земледелия, садоводства. Все последующие 50 лет, вплоть до Первой мировой войны происходило самое настоящее паломничество российских и европейских учёных – агрономов на опустевшие земли Черкесии. Учёные стремились изучить и спасти агрикультурное наследие адыгов с тем, чтобы дать возможность новым жителям этой страны поддержать древнейшую и столь же самобытнейшую традицию земледелия... К несчастью этого не случилось». – Из книги С.Х. Хотко «Старые черкесские сады. Ландшафт и агрикультура Северо-Западного Кавказа в освещении русских источников 1864 – 1914г.г.» «Адыгская этика является эталоном общекавказской нравственной философии, её наиболее полным и детально разработанным выражением... Человечность, почтительность, разум, мужество, честь– пять постоянств адыгской этики». Б. Бгажноков "Адыгская этика". |