Показать сообщение отдельно
  #3  
Старый 31.10.2007, 02:22
Strom Strom вне форума
был не раз
 
Регистрация: 23.08.2007
Сообщений: 15
Strom на пути к лучшему
По умолчанию К вопросу об обязанностях депутата:

Не я писал, но все же...

http://revolution.allbest.ru/dlt/captcha.cgi?n=13508


Очевиден двуединый статус депутата, выступающего, с одной стороны, в качестве народного представителя, а с другой стороны, в качестве должностного лица.

Такое положение депутата вытекает из двойственной природы парламента как представительного и законодательного органа и профессионального (преимущественно) характера деятельности депутата.

При этом сущность мандата депутата определяется переносом выражения воли народа на деятельность депутата как народного представителя.

Именно для осуществления представительских функций депутат наделяется должностными правами и обязанностями.


В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его не полностью.

В целом можно сказать, что императивный мандат отвергнут, так как не существует права отзыва депутата избирателями, но существующий свободный мандат все же обременен некоторыми традиционными чертами, например обязанностью депутата информировать избирателей о своей деятельности и обеспечивать их права и интересы. Однако отсутствие санкций за нарушения этих обязанностей позволяет депутату поступать в соответствии со своими убеждениями, то есть действовать свободно.

С момента формирования Государственной Думы пятого созыва (декабрь 2007 г.) мандат депутата приобретет черты партийного императивного мандата. Этому способствует введение нормы о лишении депутата статуса, если он
1) изменит свою партийную принадлежность;
2) не войдет в состав соответствующей партийной фракции;
3) прекратит по личному заявлению членство в партийной фракции.
Усиливает зависимость депутата от партии и переход к формированию нижней палаты российского парламента
исключительно по избирательной системе пропорционального представительства, признание политических партий единственным субъектом, правомочным выдвигать кандидатов в депутаты Государственной
Думы, повышение требований к политическим партиям.

Указанные новеллы создают условия для превалирования интересов политической партии над интересами избирателей в деятельности депутата.

Применительно к современной России представляется наиболее предпочтительным установление свободного мандата депутата при дополнении его юридическими обязанностями и ответственностью депутата перед парламентом и судом.


Глубокий анализ закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и других законов, затрагивающих статус депутатов и членов совета Федерации, выявляет в них множество недостатков.

На мой взгляд слишком размытыми выглядят именно обязанности парламентариев, законом не определяется ответственность за их невыполнение самим парламентарием, таким образом создаются условия для вседозволенности депутатов и членов Совета Федерации.

Имеет место несоответствие существующего института неприкосновенности парламентариев, закрепленному в Конституции РФ принципу равенства всех перед законом и судом. Гарантии неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы рассматриваются как оставшиеся в наследство от тоталитарного прошлого преимущества и привилегии. Четко не определен срок полномочий членов Совета Федерации и т.д. Данные коллизии требуют разрешения, поэтому можно сказать, что статус парламентариев динамичен и останется таким до разрешения всех проблем не только в вышеупомянутых законах, но и в законодательстве в целом.

Список используемой литературы.

1. Конституция Российской Федерации.
2. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания -
парламента Российской Федерации.
3. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» N 3-ФЗ от 8 мая 1994 г.
4. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 51-ФЗ от 22 апреля 2005 г.
5. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» №113-ФЗ от 5 августа 2000 г.
6. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.
7. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". Козлова Е. И., Кутафин О. Е.
8. Парламентское право Российской Федерации. Учебно-методическое пособие для вузов. Булаков О. Н.
9. Сущность статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Журнал российского права. - 2003. - № 9.-С.40-46.
10. Процедура формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ: федеральное и региональное регулирование. Быков С. В.
11. Статус кандидата в российском избирательном праве / Кучин А. С.
// Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 6. - С. 16-20
12. За рамками правового поля: что показал анализ закона «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». "Журнал российского права", 2000, N 4. Рощин В.А.
13. Народный представитель: теория и практика. "Законодательство и экономика", 2005, N 11
14. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории). "Юридический мир", 2006, N 8. Варлен М. В.
15. Новеллы законодательства о статусе депутата государственной Думы. "Конституционное и муниципальное право", 2006, N 1. Советников И. В.
Ответить с цитированием