Цитата:
Сообщение от allmy
Насколько я понимаю, в ленинской трактовке когда говорилось "существуя независимо от них" имелось ввиду не неотображение человека на другой материи, а именно независимость существования материи от факта фиксации его ощущениями на "другом носителе".
Мое мнение, что фиксация образа на "др. носителе" не есть процесс двусторонний, влияющий на материю,
а иначе получается, что увидев предмет (и запечатлев его "на своем носителе") вы ставите в зависимость его существование.
|
Напомню, одно из основных положений философии КОБ - признание того, что
своими мыслеобразами мы реально влияем на всё происходящее в мире, в т.ч. и на "материю".
Да и в марксистской философии признается, что в мире всё взаимосвязано, а значит все процессы - в той или иной мере - двусторонние.
Если
всё в мире взаимосвязано - тогда не может быть двух совершенно независимых друг от друга объектов.
Так что обсуждаемую формулировку Ленина надо признать неточной.
Цитата:
Сообщение от MARcus
... и в этом случае фразу в ленинской трактовке "существует независимо от него" нужно заменить на "существует, включая его самого, независимо от его чувств". И тогда становится хорошо.
|
Уважаемый MARcus, Вы полагаете, что
Вы "существуете независимо от Ваших чувств" ?
Вот два опровергающих примера:
В книжке "Играем пальчиками и развиваем дар речи" объясняется, что осязание и моторика пальцев рук многое определяют в развитии умственных способностей человека.
Поэтому важно, чтобы ребенок с детства развивал моторику пальцев рук (лепка из пластилина, специальные игры для пальцев рук, и т.п.)
Второй пример (приводился на слете).
Во время Великой отечественной были саперы, которым отрывало кисти рук, но в остальном они были здоровы.
В госпиталях для этих людей создавали хорошие условия - но они ничинали деградировать.
Когда догадались расщепить кости культяшек рук, так что у этих людей появилась возможность что-то брать (зажимать) рукой - деградация остановилась, и пошел обратный процесс.
Т.е. психическое состояние человека (а значит и его существование) очень даже зависит от его чувств.
А вывод такой:
когда берешься формулировать какие-то общие утверждения, надо очень внимательно посмотреть:
не следует ли из сказанного тобою какой-то неверный вывод ?
Полезное упражнение:
сформулировав что-то, попробовать посмотреть на сказанное глазами критика: к чему можно "прикопаться"?