форум осваивающих КОБ |
|
Важная информация |
6й Приоритет Армия, обычное оружие, горячие войны |
|
Опции темы | Опции просмотра |
#6
|
|||
|
|||
![]()
Авиационный и ракетный полки были переброшены на Кубу 1 октября 1962 г. В море вышли 4 подводные лодки 641 проекта под командованием командира 211-й бригады СФ капитана 1-го ранга В. Агафонова.
На переходе в Атлантике их обстреляли противолодочные корабли ВМС США, а уже на подступах к Карибскому морю лодки подверглись массированному воздействию американских надводных кораблей и противолодочной авиации и вынуждены были вернуться в порты базирования. При этом три лодки шли в надводном положении. Другие боевые корабли ВМФ СССР в целях скрытности операции в море не выходили. Подготовка оперативной группировки осуществлялась скрытно. Корабли готовились к длительному плаванию на полную автономность. Экипажи не были поставлены в известность, какие задачи и где они будут выполнять. На транспортах на остров были доставлены 12 торпедных катеров типа "Комар" (проекта 183р). Морские перевозки войск и военных грузов обеспечивали 7 дизельных подводных лодок, оснащенных ракетами Р-13 с ядерными боеголовками. Эпизодическое развертывание советских подводных лодок в районах боевого патрулирования американских атомных субмарин с баллистическими ракетами и маневрирования авианосных ударных групп и соединений ВМС США, создание временных оперативных корабельных группировок в районах локальных войн и вооруженных конфликтов, отсутствие пунктов базирования флота на заморских территориях требовало от военно-политического руководства СССР поиска новых решений для предотвращения нападения вероятного противника с морских направлений. И такое решение было найдено. В середине 60-х годов произошли качественные изменения в характере боевой и повседневной деятельности ВМФ. Сложилась новая форма поддержки сил в высшей степени боевой готовности в мирное время – боевая служба. Ее военно-политическое и военно-стратегическое содержание заключалось в том, чтобы мероприятиями и действиями флота, проводимыми по единому замыслу и плану, предотвратить внезапное нападение или ослабить до минимума ракетно-ядерные удары ВМС США и НАТО по Советскому Союзу. Эта цель могла быть достигнута при своевременном обнаружении атомных подводных лодок с баллистическими ракетами и авианосных ударных соединений противника и уничтожении первых до старта ракет, а вторых – до массового подъема палубной авиации в воздух. При этом имелось в виду и то, что силы ВМФ СССР, развернутые в оперативно-важных районах Мирового океана, будут прямо или косвенно влиять на социально-политическую обстановку в прибрежных государствах, а при необходимости — оказывать поддержку странам, политика и идеология которых тесно вписывалась во внешнеполитические установки советского руководства. Совершенно очевидно, что в рамках исследуемой проблемы мы рассматриваем лишь содержательную часть боевой службы, связанную с локальными войнами и вооруженными конфликтами, со стабильностью в кризисно-неспокойных регионах. Первыми к несению боевой службы приступили самолеты разведывательной авиации, затем одиночные надводные корабли, атомные и дизельные подводные лодки. Существенный рост суммарного боевого потенциала сил боевой службы был достигнут с формированием оперативных эскадр разнородных сил ВМФ в наиболее взрывоопасных регионах Мирового океана. Первым таким соединением стала Средиземноморская эскадра. Ее создание связано с событиями арабо-израильской войны 1967 г., когда для противодействия ВМС США в Средиземном море, сбора информации об израильских войсках и оказания помощи Египту необходима была крупная сила на море. В состав эскадры со временем вошло до 40 кораблей, в том числе около 10 подводных лодок СФ и ЧФ. Заблаговременное развертывание части боеготовых сил ВМФ в определенных акваториях морей и океанов для немедленного их применения в случаях неконтролируемого развития военно-политических кризисов постепенно становилось объективной необходимостью. Кроме того, военно-морское присутствие СССР и США, стран НАТО и Варшавского Договора превращалось в составную часть стратегического равновесия в глобальном и региональном масштабах, нарушать которое в одностороннем порядке никто не решался. Наличие в регионе реальной военной силы позволило СССР 10 июня 1967 г. (после разрыва дипотношений с Израилем) по прямой линии связи с Вашингтоном поставить мир в известность, что если Тель-Авив не прекратит военные действия, то Советский Союз "не остановится перед применением мер военного характера". В тот же день израильские войска прекратили огонь. Будучи не в состоянии предотвратить военное поражение арабских стран, СССР сумел помочь их руководству избежать политического краха. Ранее управление одиночными кораблями в зоне Средиземного моря (условное название – 14-я эскадра) осуществляла оперативная группа, размещавшаяся на одном из небольших кораблей. Первую такую группу возглавил капитан 1-го ранга И. Молодцов, командир дивизии ОВР ЧФ. С созданием полноценной группировки "14-я эскадра" стала официально именоваться 5-й Средиземноморской оперативной эскадрой ВМФ СССР. В период с 27 июня по 14 июля 1967 г. было утверждено ее командование. Первым командиром эскадры стал контр-адмирал Б. Петров, его первым заместителем – контр-адмирал Н. Рензаев, начальником штаба – капитан 1-го ранга В. Платонов. Командный пункт эскадры разместился на крейсере "Дзержинский", стоявшем с группой кораблей в Порт-Саиде. Впоследствии командный пункт и штаб эскадры размещались, как правило, либо на флагманском корабле, либо на плавбазе подводных лодок. Командование соединением непосредственно подчинялось главнокомандующему и Главному штабу ВМФ. В составе Оперативного управления Главного штаба ВМФ была создана временная группа офицеров по управлению силами 5-й эскадры, которую вскоре преобразовали в штатную группу Южного направления. Состав эскадры по надводным кораблям периодически менялся за счет сил трех флотов – Северного, Балтийского и Черноморского. Подводные лодки штатно принадлежали Северному и Черноморскому флотам; их экипажи также периодически менялись. Постоянными оставались только командование и штаб эскадры. Пунктов и мест базирования фактически не было. Отдельные корабли получили право заходить в египетские порты Александрию и Порт-Саид. Они находились в высокой степени боевой готовности и имели разрешение на применение оружия для самообороны как против американцев, так и против израильтян. В последующих событиях на Ближнем Востоке 5-я оперативная эскадра являлась своего рода сдерживающим фактором для любых недружественных акций против СССР и его союзников, специальной экспериментальной базой для отработки новых способов ведения боевых действий разнородными силами флота и оперативно-стратегического применения ВМФ в целом. Так, в ходе войны 1973 г. возникла угроза овладения израильтянами египетским городом Порт-Саидом. В сложившейся обстановке решением главнокомандующего ВМФ были образованы силы высадки морского десанта из кораблей эскадры и нескольких кораблей ЧФ с морскими пехотинцами на борту (правда, эти корабли еще находились в Севастополе). К слову сказать, большинство кораблей эскадры имели нештатные подразделения для действий в морском десанте на берегу. Подготовку они проходили в бригаде морской пехоты перед выходом на боевую службу. Командование силами высадки было возложено на командира 30-й дивизии (командный пункт – крейсер "Адмирал Ушаков"). Боевой задачей предписывалось зайти в Порт-Саид, организовать оборону с суши, не допустить захвата города противником. Оборону осуществлять до прибытия воздушно-десантной дивизии из Союза. Лишь в последний момент, как уже отмечалось, с ЦКП ВМФ поступило распоряжение об отмене выполнения задачи. В августе 1967 г. вышла на боевую службу в Индийский океан 8-я эскадра кораблей специального назначения, а к январю 1968 г. были сформированы 7-я оперативная эскадра на Северном флоте и 10-я – на Тихоокеанском. С конца 60-х годов, когда повысился удельный вес политических задач, решаемых силами боевой службы, в их состав стали включаться десантные корабли с частями морской пехоты и боевой техникой на борту. В 1971 г. в связи с конфликтом между Индией и Пакистаном 8-я Индийская оперативная эскадра ВМФ СССР в составе группы подводных лодок и надводных кораблей направляется в Аравийское море с целью демонстрации присутствия и наблюдения за развитием событий в его акватории, а также в зоне Персидского залива. Постоянным местом базирования эскадры стал о-в Сокотра. По договоренности с правительством Южного Йемена с аэродрома Аден противолодочное обеспечение кораблей эскадры стали осуществлять отдельные авиаотряды самолетов Ил-38 из состава ВВС Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов. Присутствие в Индийском океане в конце 1971 – начале 1972 гг. отряда кораблей эскадры под командованием контр-адмирала В. Круглякова явилось сдерживающим фактором в разрастании индо-пакистанского конфликта. Одним из показателей роста боевого потенциала ВМФ в мирное время, проверкой уровня оперативной и боевой подготовки, выучки личного состава всегда служили крупные учения и маневры, которые с конца 50-х и до начала 80-х годов в советском Военно-Морском Флоте проводились регулярно. В этой связи хотелось бы остановиться на маневрах "Океан-70", которые характеризовались поистине глобальным пространственным размахом (акватории всех океанов и большинства морей) и огромным составом участвующих сил и средств (собственно ВМФ, Войска ПВО страны, ВВС и РВСН). Особенностью учений явилось и то, что они проводились в районах гипотетических боевых действий при непосредственном соприкосновении с основными группировками флотов вероятных противников. Их насыщенность боевыми упражнениями с фактическим применением различных видов оружия и боевых систем, выполнением учебных атак и ударов позволили максимально приблизить обстановку к реальным боевым условиям. Учитывая, что успех решения боевых задач во многом обеспечивается своевременным, скрытным развертыванием и сосредоточением мощных группировок разнородных сил на важнейших операционных направлениях, замыслом маневров предусматривалось скрытное развертывание подводных лодок, надводных кораблей и авиации и создание необходимых группировок в назначенных районах. Всего было развернуто в удаленных районах морей и океанов до 80 подводных лодок (в том числе 15 атомных), 84 надводных корабля и 45 вспомогательных судов. К участию в маневрах были привлечены более 20 полков авиации и 2 полка морской пехоты. От Войск ПВО страны – 3 корпуса и 3 дивизии ПВО общим составом: зенитных ракетных бригад и полков – 14, истребительных авиаполков – 13, радиотехнических бригад и полков – 7, авиаэскадрилья самолетов радиолокационного дозора. От дальней авиации – 8 полков стратегических самолетов с ресурсом 14 полковых вылетов. Для управления силами была впервые развернута глобальная система управления. С переходом на повышенную готовность штабы флотов организовали разведку и за короткое время вскрыли обстановку практически во всех своих операционных зонах. Одновременно на Атлантическом и Тихоокеанском театрах, в Баренцевом, Норвежском, Балтийском, Средиземном, Японском, Филиппинском и других морях обследованы огромные районы, что позволило вскрыть наличие и направление движения авианосных ударных групп "противника", установить за ним систематическое наблюдение и обеспечить своевременное переразвертывание своих подводных лодок и надводных кораблей. Морская пехота осуществила высадки морских десантов практически на всех флотах и отработала организацию высадки морских десантов силами боевой службы. За время маневров "Океан-70" было проведено 31 тактическое и командно-штабное учение. Подводными лодками и надводными кораблями было выполнено около 1 тыс. боевых упражнений: ракетных, артиллерийских и торпедных стрельб, глубинных бомбометаний и минных постановок. В начале 1970-х гг. Военно-Морской Флот начал выполнять специфические задачи, связанные с последствиями локальных войн. В них, как правило, принимали участие специально создаваемые соединения. Так, в 1972 г. правительство Бангладеш обратилось к СССР с просьбой: ввести в строй главный порт – Читтагонг, акватория которого была заминирована, а фарватер и гавань загромождены затонувшими судами. Распоряжением Совета Министров СССР № 906 от 30 апреля 1972 г. с Тихоокеанского флота в Бангладеш была направлена "спасательная экспедиция" и первая группа советских военных специалистов из 12 офицеров. Ее формирование проходило в сжатые сроки, а в комплектовании участвовали все силы флота: соединения и объединения подводных лодок, дивизий надводных кораблей, кораблей охраны водного района, соединения вспомогательных судов и аварийно-спасательной службы. Всего в состав экспедиции вошло 26 кораблей и судов. Ее возглавил заместитель начальника аварийно-спасательной службы флота контр-адмирал С. Зуенко. Первая радиограмма в Москву сообщала: экипажи стойко преодолевают неимоверные трудности. Температура воздуха до 45° С, влажность почти 100%. Водолазы работают в мутной воде, где ничего не видно, – но они успешно поднимают суда, тралят фарватер. 27 месяцев более 1 тыс. моряков-тихоокеанцев трудились в порту Читтагонг. В 1974 г. сложная операция успешно завершилась. Были протралены фарватер длиной 30 миль, а вся акватория порта и подходов к нему – более 1 тыс. кв. миль; поднято 26 судов общим водоизмещением около 100 тыс. т., из них вне плана 6 судов, за счет сэкономленного времени; поднято 1800 т. первоклассного кровельного железа; обучены аварийно-спасательному делу 44 курсанта. В качестве дара советского правительства местной стороне были переданы 3 аварийно-спасательных судна, большое количество техники и аварийно-спасательного имущества. Более 250 человек – членов экспедиции были награждены орденами и медалями. Кроме того, с 1972 по 1990 гг. в Бангладеш побывало 202 военных специалиста СА и ВМФ (в том числе 115 офицеров, 3 прапорщика и мичмана и 84 рабочих и служащих). В этот период корабли 8-й эскадры (а также ЧФ) принимали участие в ликвидации минной угрозы в Красном море, Суэцком канале и Суэцком заливе. До этого они нередко выступали в качестве спасателей. Дело в том, что в ходе арабо-израильского конфликта некоторые советские военные летчики, воевавшие на стороне египтян, сбивались противником. Были случаи, когда они погибали не от пуль и осколков, а от нападения... акул, так как Красное море находится на одном из первых мест в мире по их количеству. У сбитого в этих местах пилота, даже с учетом того, что его немедленно начинали искать спасатели, шансов выжить практически не было. Опыт пришел позже, и экипажам стали выдавать специальный состав, который, растворяясь в воде, окрашивал ее в фиолетовый цвет, отпугивал запахом акул и позволял вертолетам и кораблям быстрее обнаружить места падения летчиков. В 1974 г. после завершения боевого траления в Суэцком канале (был открыт для безопасного плавания район общей площадью свыше 1200 кв. миль) отряд советских кораблей под командованием капитана 1-го ранга А. Аполлонова вошел в акваторию Красного моря, точнее в небольшой египетский порт Хургада. До этого египетское правительство просило о разминировании порта американцев, французов и англичан, но получило отказ. Военное командование этих государств не захотело высаживать своих подчиненных на необжитом берегу Красного моря, где были большие проблемы с питьевой водой. Взамен американцы, французы и англичане взяли на себя задачу полегче – они начали траление в оживленном и более цивилизованном Средиземном море. Советский Союз же восстанавливал судоходство в Суэцком заливе, впервые в истории отечественного ВМФ проводя боевое траление в чужих водах "родных" мин сложнейших модификаций. Советским кораблям у единственного 150-метрового причала порта Хургада был выделен участок в 30 м. Здесь могла разместиться лишь плавмастерская, к которой по графику швартовались тральщики для ремонта. Все остальные корабли стояли на рейде или же находились в районе боевого траления. А из-за отсутствия на причале каких-либо более-менее пригодных помещений под склады тысячи тонн |