Показать сообщение отдельно
  #110  
Старый 19.03.2008, 11:43
Саша Лютый Саша Лютый вне форума
постоянный участник
 
Регистрация: 03.11.2007
Сообщений: 802
Саша Лютый на пути к лучшему
По умолчанию Богатства и товары ..


Цитата:
Богатства и товары Азии и Индии всегда манили европейцев. Торговля была необычайно выгодна, несмотря на трудности и опасности дальнего пути. Но в 1258 году пал поддерживавший торговлю арабский халифат в Месопотамии. Еще ранее был завоеван Багдад. А когда крестоносцы в 1291 году потеряли свой последний оплот на востоке – город Сен-Жан д’Акр, прямая (без османских, венецианских и генуэзских посредников) торговля с Азией и Индией была прекращена практически полностью.
Достичь Индии можно было только по морю. Но морского пути европейцы не знали. Решить проблему удалось спустя два века.
Считается что первую попытку обогнуть Африку европейцы предприняли еще в 1291 году. Источник того времени сообщает о двух генуэзцах, братьях Вивальди, которые «снабдили две галеры (гребные суда - ???-А.Л.) съестными припасами, питьевой водой и другими необходимыми вещами, и… направили их в Сеуту, чтобы плыть через океан в индийские страны и купить там прибыльные товары».
Достоверных сведений о результатах экспедиции нет, использование для столь длительного плавания исключительно гребных судов вызывает сомнение в успешности реализации целей и задач экспедиции, но появление на некоторых картах после 1300 года приблизительно правильных очертаний Африканского материка позволяет предположить, что братьям, возможно, всё же удалось обогнуть Африку с юга.

Годы труда, сбора данных об африканском побережье, строительство хорошо оснащенных и вооруженных судов, воспитания экипажей и капитанов, — эти годы дали свои результаты.
В 1417 году двое португальских дворян, посланных Генрихом Мореплавателем к берегам западной Африки, Жоан Гонсалу Зарку и Триштан Тейшейра, обогнули мыс, считавшийся роковым для мореходов и даже носивший имя Нон — по-латыни «нет». Но шторм отнес их корабль далеко в открытое море. Там моряки увидели остров, названный ими Порту-Санту. Обследовав новооткрытую землю и пополнив запасы питьевой воды, путешественники вернулись к родным берегам.

Спустя год Зарку и Тейшейра опять пошли к Порту-Санту, но на сей раз заметили на юго-востоке черное пятно. Португальцы направились к нему — и вскоре увидели поросший лесом остров, который назвали Мадейра, что означает «Лесистый»...

Прошло еще пятнадцать лет, прежде чем португальцам удалось обогнуть мыс Бодахор, охраняемый, как тогда говорили, сильными морскими течениями и свирепыми ветрами.

В 1434 году капитан Жил Эаниш после третьей попытки прошел мимо этого мыса, лежащего в двухстах километрах южнее Канарских островов.

Ободренные этим примером, Антан Гонсалвиш в 1441 году и Нунью Триштан в 1444 году продвинулись еще дальше на юг. Первый привез с собой золотой песок с берегов р. Рио-де-Оро, а второй достиг устья р. Сенегал, где захватил десятерых негров, которых доставил в Лиссабон и продал в рабство по очень высокой цене.
Начиная с 1444 года, португальцы стали отправлять целые флотилии в Африку за рабами.
Работорговля, несомненно, ускорила дальнейшее продвижение португальцев — к южным берегам Западной Африки.
В 1445 году Диниш Диаш сумел обогнуть Зеленый мыс и исследовал часть побережья Гвинейского залива. В следующем году португальцы открыли Азорские острова. Еще десяток лет спустя венецианец Альвизе да Кадамосто, состоявший на службе у Генриха Мореплавателя, открыл восточную группу островов Зеленого мыса.

Страх перед экспедициями в Африку исчез. Рубеж, за которым, как полагали раньше, «воздух жжет, словно огонь» (по аналогии с пустыней Сахара), был оставлен позади. Экспедиция следовала за экспедицией, и каждая прибавляла что-нибудь новое к уже известному.

Но скоро первопроходцам стало казаться, что африканский берег тянется бесконечно далеко. Чем дальше продвигались путешественники на юг, тем яснее им становилось, насколько трудно достигнуть желанного — крайней южной точки континента. А его было необходимо обогнуть, чтобы выйти на дорогу к Индии...

Экспедиции Д. Диаша, Н. Триштана, А. Фернандиша и других мореплавателей в период с 1434 по 1460 годы обследовали и нанесли на карты свыше 3500 километров западноафриканского побережья.
Диогу Канн сумел пройти южнее нынешнего мыса Кросс и первым из европейцев в 1484-1485 годах побывал на берегу Юго-Западной Африки.
Тридцатью годами ранее Канна в 1455 г. венецианец Альвизе Кадамосто первым достиг и исследовал устье реки Гамбии.
Их экспедиции планомерно продвигались вдоль берега в поисках природных ископаемых, в первую очередь, золота, а также невольников. Наряду с планами открытия и освоения новых земель, Генрих Мореплаватель ставил задачи, связанные с обогащением королевской семьи, королевского двора и служилого португальского дворянства.

А богатство правящему слою тогда приносили как раз две «статьи дохода» — эксплуатация золотых приисков и конкуренция на рынке невольников... Потому-то посланцы дона Энрике и положили начало португальской колонизации ряда районов Африки.
Ответить с цитированием