И вовсе ни в какие в..
И вовсе ни в какие ворота не лезет вот это утверждение Бразоля: "В 1913 г. в России урожай главных злаков был на '/з выше такового же Аргентины, Канады и Соединенных Штатов Америки вместе взятых".
Обратимся к сухой статистике и глянем каков был урожай в данных странах в 1913 г. на самом деле (в тыс. пудов).
Россия:
Пшеница - 1 707 429
Рожь - 1 568 245
Ячмень - 797 810
Овес - 1 108 163
Кукуруза - 129 575
В сумме - 5 311 222
США:
Пшеница - 1 267 342
Рожь - 64 117
Ячмень - 236 450
Овес - 993 233
Кукуруза - 3 791 510
В сумме - 6 352 652
Канада:
Пшеница - 384 690
Рожь - 3 562
Ячмень - 64 172
Овес - 392 889
Кукуруза - 25 992
В сумме - 871 305
Аргентина:
Пшеница - 218 559
Ячмень - 10 684
Овес - 62 271
Кукуруза - 408 058
В сумме - 699 572
(Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. Год десятый. Петроград, 1917).
Обратим внимание, что только США в 1913 году урожай главных злаков был в 1,2 раза больше, чем в Российской империи. Если же мы просуммируем урожай США, Канады и Аргентины, то обнаружим, что совокупный урожай этих стран в 1,5 раза превышает урожай в Российской империи.
Смехотворно и утвержденние, что: "В царствование Императора Николая II Россия была главной кормилицей Западной Европы".
В 1913 году Россия экспортировала 554 млн. 549 тыс. пудов пяти основных зерновых культур (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза). Что составило лишь 22,1% от мирового экспорта. Для сравнения, в этом же году только Аргентина экспортировала 535 млн. 280 тыс. пудов "основных хлебов", что составило 21, 34% от мирового экспорта Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. Год десятый. Петроград, 1917).
Могут возразить, что это ведь мировой экспорт, а Бразоль говорит о Западной Европе. Хорошо, посмотрим как обстояли там дела. В 1913 году зарубежная Европа потребила 8336,8 млн. пудов пяти основных зерновых культур, из которых собственный сбор составил 6755,2 млн. пудов (81%), а чистый ввоз зерна – 1581,6 млн. пудов (19%), в том числе 6,3% – доля России (Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. Год десятый. Петроград, 1917). Другими словами, российский экспорт удовлетворял всего лишь примерно 1/16 потребностей зарубежной Европы в хлебе.
Теперь коснемся вопроса железных дорог. Согласно Бразолю:
"Сеть железных дорог в России покрывала 74.000 верст (одна верста равняется 1.067 км), из которых Великий Сибирский Путь (8.000 верст) был самым длинным в мире.
В 1916 году, т. е., в самый разгар войны, было построено более 2.000 верст железных дорог, которые соединили Северный Ледовитый Океан (порт Романовск) с центром России.
К 1917 году в России находилось в эксплуатации 81.116 километров железной дороги и 15.000 километров было в постройке. В Царской России в период с 1880 г. по 1917 г., т. е., за 37 лет было построено 58.251 км, что дает средний годовой прирост в 1.575 км. За 38 лет советской власти, т. е. к концу 1956 г., было построено всего лишь 3.250 км, что дает годовой прирост лишь в 955 км".
А теперь о чем умолчал Бразоль.
Во-первых, если в России протяженность железных дорог к 1917 году и составляла 81,116 тыс. км., то в США еще в 1913 году железнодорожная сеть составляла 400,3 тыс. км. После чего как-то не удивляют слова последнего министра путей сообщения России при царском правительстве Э.Б. Кригер-Войновского (был министром с 28 декабря 1916 по 28 февраля 1917 года) о том, что "наш железнодорожный аппарат был, несомненно, менее развит, чем этого требовали наши государственные интересы и условия обороны государства. В расширении железнодорожной сети мы опаздывали против потребности жизни лет на 10-15".
Во-вторых, в 1927 году (начало индустриализации) в СССР протяженность железнодорожных путей составляла 77,035 тыс. км. В 1956 году эксплуатационная длина стальных магистралей в СССР составляла 120,7 тыс. км. Таким образом за 29 лет железнодорожная сеть общего пользования (сеть МПС) СССР выросла на 43,7 тыс. км., что дает средний годовой прирост 1,5 км. в год. Кроме этого, в Советском Союзе строились еще и подъездные пути промышленных предприятий стандартной колеи, протяженность которых (без учета узкоколеек) к 1969 году составляла 119,1 тыс. км. Также, помимо этого, после Великой Отечественной войны 1941—45 было восстановлено 65 тыс. км железнодорожных путей, 13 тыс. железнодорожных мостов, 4100 станций, 317 паровозных депо.
|