AUM пишет:
Цитата:
Более интересен ответ на вопрос "что значит "я"?".
|
Предлагаю задумаемся над тем, что спектр мнений по вопросу жизни/смерти
всегда был и остается одним и тем же, независимо от компании, в которой
происходит обсуждение - будь то форум в интернете или разговоры на кухне.
Обычно это похоже на беконечное блуждание из одного тупика в другой.
Тем не менее, в силу фундаментальности этого вопроса, ответ на него должен
быть понятным и очевидным.
Вопрос о смерти - это не вопрос, поэтому КОБ и не утруждает себя излишним
философствованием на эту тему. Философия тут неуместна, поскольку достаточно
тривильной логики, чтобы понять, что если это не существует, то неправомерно
ставить вопрос о том, как именно оно не существует. Так что спешу всех успокоить :
"быть" несуществующим - это не больно. Я это к тому, что обсуждать надо
исключительно вопрос жизни, а не смерти. Почему мы живем - это действительно
вопрос, для ответа на который необходимо подключить практически все области
естествознания. А почему кирпич не говорит стихами - это уже не вопрос, как и
вопрос о причинах смерти.
Надеюсь, что эти рассуждения помогут вам переполовинить количество актуальных
вопросов на эту тему. Теперь, собственно, о жизни.
Абстрагируясь от сложных механизмов, благодаря которым жизнь становится возможной,
будем ссылаться на некий очевидный аспект, позволяющий отделить живое от неживого.
Речь о субъективном ощущении, позволяющем однозначно ответить на вопрос, является ли
данный объект живым организмом. То есть вопрос о жизни - это вопрос о сути
субъективного ощущения и его месте в мироздании. Несмотря на кажущуюся необъяснимость, противоречивость того факта, что мы обладаем какими-то ощущениями, существует довольно
простое и интуитивно понятное его толкование.
Мир, как известно, представлен единством противоположностей - пространства и времени.
Это физический аспект существования, который вряд ли кого-то устроит в качестве
объяснения "феномена" жизни. Далее - цитата из статьи, написанной мною недавно :
(
http://www.scorcher.ru/theory_publisher/show_art.php?id=16' )
"Фундаментальные принципы мироустройства можно облечь в гораздо более понятную форму,
используя концепцию игры. Утверждение о том, что мир – игра, подразумевает, что принципы,
на которых базируется устройство нашего мира, тождественны сути игрового процесса. Эта
концепция непротиворечиво совмещает обе составляющие мироустройства - пространство и
время - с помощью двух неотъемлемых атрибутов игры : правил и цели. Правила игры – это
набор ограничений, нарушение которых недопустимо в принципе, независимо от каких бы то
ни было обстоятельств. Это и есть законы природы, построенные на фундаментальных
свойствах движения. Перед ними все равны – будь то человек или атом. Правилам
свойственна их непредвзятость по отношению ко всем игрокам. Аналогичным образом
пространству свойственна непредвзятость по отношению ко всем направлениям...
"Мир – игра" – больше, чем аналогия, это – тождество. Игра содержит в себе
все необходимое, присущее миру, демонстрируя сочетание простых и понятных
принципов, положенных в ее основу, с безграничным разнообразием и
непредсказуемостью игровых ситуаций, обусловленных этими принципами. Для
того, чтобы объяснить правила и цель шахмат, достаточно минуты. Тем не менее
ответить на вопрос "Как правильно играть в шахматы ?" не сможет ни один человек.
Кроме того, с позиции этой концепции становится ясным, в чем различие между
миром, как абстракцией и данным конкретным его проявлением. Шахматы как
абстракцию можно представить единством их правил и цели. Шахматная партия –
это один из неперечислимого множества возможных вариантов развития событий
этой игры. Конкретная игровая ситуация - это ситуация, сложившаяся в данном
варианте мира (партии) в данное время в данном месте в результате непрерывной
последовательности событий, обусловленных соответствующей последовательностью
принятых решений – сделанных ходов. В разных случаях они выражены разной
степенью направленности, предвзятости субъектов к результату своих решений.
Направленностью деятельности неживых субъектов можно пренебречь, считая
их абсолютно незаинтересованными в результате и делающими случайный ход.
Монетке все равно, какой стороной она упадет, но для вас это может иметь
значение, то есть повлиять на ваше текущее состояние, как и решения, принятые
вами сознательно. Выбор представителей жизни мотивирован потребностью в
самосохранении и всей иерархией потребностей, выстроенной на этом
фундаментальном инстинкте. Среди известных живых организмов человек
обладает наибольшей направленностью, нацеленностью принимаемых решений на
результат. Наличие цели подразумевает возможность выбора, которая, в свою очередь,
должна подтверждаться каким-то состоянием, ощущением выбора, то есть –
субъективным ощущением. Стрела времени – это вектор, величина которого выражает
меру заинтересованности в результате выбора, а направление – текущую цель, в
соответствии с которой осуществляется выбор одного из вариантов в числе
возможных в данной игровой ситуации...
Итак, на примере игры становится понятным, почему для того, чтобы существование
имело какой-то смысл, необходимо наличие как правил, так и цели. Отсутствие
цели несовместимо с возможностью выбора, что исключает проявление
субъективного ощущения как небезразличия к результату выбора. С другой стороны,
абсолютная независимость от каких-либо ограничений (всезнание и всеумение)
несовместима с мотивацией выбора. Если вы можете первым же ходом поставить мат,
какой смысл играть в такие «шахматы» ? // ( Комментарий : это к вопросу о вечной жизни )
Достижение одной цели, однозначно и лаконично формулируемой посредством
формального языка, может потребовать формирования сложной и разветвленной
иерархии подцелей. Поэтому из такой простой цели, как сохранение устойчивости
при соблюдении столь простых ограничений, налагаемых фундаментальными
свойствами движения, следует все многообразие способов ее достижения в виде
наблюдаемой и даже в какой-то мере управляемой нами Вселенной."
Конец цитаты.
Принцип игры все люди понимают одинаково, поэтому использование этой
концепции гораздо уместнее для ответа на вопрос "Что такое жизнь", чем таких понятий,
как "душа", "карма" и т.д. , понимаемых всеми по-разному либо не принимаемых вообще.