Вслух говорить о реа..
Вслух говорить о реальном состоянии дел в буржуазных странах того времени было... не принято...
Тогдашний менталитет "общества" был таков. В той же Англии только Диккенс писал об ужасном положении английских рабочих. Все остальные писатели писали о чем угодно, но только не об этом.
Первым кто посмел открыто заявить о том, что русская деревня буквально загибается от голода был Лев Толстой. И именно это принесло ему (а не его писательские труды и "простонародный образ жизни) принесли ему колоссальную славу среди крестьян.
Еще в середине XIX cтолетия о голоде было невозможно даже заикаться.
Вот, к примеру, воспоминания известного помещика и владельца знаменитого хрустального завода С. И. Мальцева:
"Тогда также случались неурожаи, но о них могли знать лишь министры да разве сама голодающая масса. "Я тогда, - говорил генерал Мальцев, - представил проект обеспечения народного продовольствия. Император Николай Павлович весьма сочувственно отнесся к проекту, и я решил напечатать его, но ни одна типография не согласилась взять мою рукопись для набора..." Генералу "удалось напечатать свой проект только благодаря покровительству принца Петра Георгиевича ".
(См. Неделя, 19 апреля 1892 г. с 16.)
В 1892 г. (когда было напечатано эта статья) говорить о голоде стало можно, но вот изображать его на картинах или отражать в литературе было нельзя (это считалось "неприличным").
|