Показать сообщение отдельно
  #502  
Старый 07.11.2012, 10:18
Аватар для Пермский котяра
Пермский котяра Пермский котяра вне форума
гость
 
Регистрация: 14.04.2012
Адрес: Пермский район
Сообщений: 361
Пермский котяра на пути к лучшему
По умолчанию Ответ: Загадки древних цивилизаций

уклад жизни Египта эпохи Древнего и Среднего царств,
библейская история про патриарха Авраама, случись она в те времена (а она традиционно датируется именно так – XXI-XVII BC), выглядит совершенно сказочным бредом. Кстати, что-то мне что-то режет слух сочетание двух А рядом, поэтому дальше я буду называть его Абрам. Перескажу её вкратце, в той части где она касается Египта. В некоем Ханаане жил некий скотовод Абрам и его бездетная жена Сарочка. Были они, кстати, не коренными жителями, а происходили из Ура Халдейского (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F0). В голодную годину они отправились в Египет (Мицраим), чтобы пожить немного там. Египетским чиновникам Абрам соврал про Сару, сказав что это его сестра. Сестру взяли в гарем к фараону, а Абрам поимел с этого кучу ништяков, включая лошадок. Примерно тогда же Абрам связался с египтянкой по имени Агарь, которая то ли его содержанка, то ли жены служанка. Но через какое время Сару выставили из гарема – походу выяснилось, что никакая она Абраму не сестра, а жена, причём, сам фараон лично предъявляет претензии псевдо-шурину. Короче, вся семейка отправилась обратно в Ханаан под охраной солдат, прихватив с собой ништяки. Всё бы ничего, но Сара бесплодна. Через 10 лет такой жизни Сара соглашается, чтобы Абрам переспал с Агарью и та родила бы им ребёнка. Ребёнок благополучно родился, его назвали Исмаил (кстати, именно его потом Абрам отведёт на гору, свяжет, и положит на дрова, чтобы принести в жертву) но Сара оказалась недовольна и ревновала. Наконец, ещё через 13 лет, когда Абраму уже 99, а Саре 90 появляется, наконец, тот самый Бог, DEUS EX MACHINA, приходят ещё трое каких-то суровых мужиков (волхвы?), что-то такое творят, и Сарочка таки рожает Абраше долгожданного сыночка, названного Изей – все счастливы, аплодисменты, занавес!

Да, между делом бог изъявляет желание заключить с Абрамом некий договор, и в подтверждение клятвы требует сделать обрезание полового члена. Самому Абраму, всем его потомкам, а также зачем-то слугам и рабам, причём нынешним и будущим, и даже тем, которых его потомкуи будут в дальнейшем покупать за серебро. Договор, кстати, весьма выгодный для Абрама – бог обещает за это ему и его потомству практически всю землю Ханаанскую в обозначенных пределах. Если без подробностей и отступлений, то это всё, и даже непонятно – причём тут Египет? Такое могло произойти где угодно. Даже в другой главе той же Книги Бытия. В главе 20 там зачем-то (на всякий случай? или по ошибке черновик переписали?) приведён ещё один вариант этой из-тории с успешной сдачей в аренду Абрамом собственной жены Сары под видом сестры. Там фигурирует другой царь другой страны, но без разных волнующих душу подробностей. Библеисты вообще не знают что им делать со второй версией. Считать что Абрам дважды сдаёт одну жену в аренду в гаремы двух разных царей – это такой семейный бизнес, что даже трудно как-то откомментировать.

Однако, в первой версии есть один нюанс, который прямо таки напрашивается на комментарий: никакая страна в годину голода чужих подданых просто так не пустит и кормить не станет. По крайней мере тогда. Тем более покупать задорого в гарем чужестранку незнатного происхождения, т.е. кормить-содержать ещё и её брата. Тут два варианта: либо Абрам имеет статус посла какой-то уважаемой в Египте страны, например, “Ура Халдейского”. Тогда и статус его сестры в гареме понятен, понятны и проблемы, когда “Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову” (не иначе – венерическое заболевание). Но против такой версии говорит опасение Абрама, что его могут убить за жену. Послов не убивают за такие мелочи. Либо, что вероятнее, Абрам и Сара – подданые Египта нетитульной национальности, проживашие на зависимых территориях. Тогда они вполне могут расчитывать на гуманитарку, но нужно суметь понравиться чиновнику.

Как я уже писал в главе про ДЦ – все египтяне были несвободными людьми, в том смысле, что у них не было свободы сдохнуть просто так от голода. Вопреки тому что написано в Библии, Египет был на самом деле великой, богатой, сытой и великодушной страной. Голод, такой, чтобы от него прям умирали люди за пару тысяч лет фиксировался три раза всего. Но чужих так просто не кормили в Египте никогда – только на рудниках и рытье каналов.

Кстати, попробуем как-то привязать по времени эту из-Торию. Лошади появляются в Египте только после нашествия гиксосов – XVII век (здесь и дальше – до н.э.) Фараонами правителей стали называть начиная с Эхнатона – XIV век. Название Халдеи впервые упоминается в IX веке. На этот счёт, кстати, википедия потупив глазки сообщает “Следует также отметить, что именование Ура «Уром Халдейским» (Быт.11:31) является анахронизмом, так как халдеи появились в Вавилонии лишь в 1100—1000 гг.”. С другой стороны: Ур халдейский заброшен уже в IV веке. Ещё интересный факт: к началу VII века на острове Элефантина в Египте откуда-то уже появилась целая еврейская община – что доказано археологически и документально привязано к XXVI династии. Это говорит о том, что Абрам-стори была написана где-то около IX-VIII века (третий переходный период в Египетской хронологии), но действие её происходит во времена единого государства, т.е. Нового Царства (далее НЦ). Точнее не определить, да и не требуется. Известно, что в 1069 году Египет распадается на две части, при этом Верхний Египет становится теократическим государством, управляемым фиванскими жрецами.

В эпоху НЦ Египет был империей, причём первой в мире настоящей классической империей. Кроме, собственно, Египта (Та-Кемет) в неё входила значительная часть Нубии, вплоть до 4-го нильского порога, многие оазисы в пустыне, ливийское побережье и обширные владения в Азии. Теоретически, Абрам мог жить где угодно и, будучи свободным человеком, иметь на руках документы дающие право перемещаться по обширной стране из конца в конец. Сама же Библия указывает на то, что абрамов Ханаан скорее где-то в Нубии-Эфиопии, чем в Азии. Любопытно, что почти все названия в Библии оригинальные, и географически однозначно привязать их к чему-либо крайне сложно. Главное исключение это Египет, он там упоминается чаще всего, но называется он на оригинальном языке Библии “Мицраим”. Первый раз в тексте он встречается в таком виде “сошел Аврам в Египет, пожить там” (Быт.12:10). Затем:

“И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и всё, что у него было, и Лот с ним, на юг.” (Быт.13:1)

В принципе, уже этого достаточно, чтобы понять, что пресловутый Ханаан находится где-то выше по течению Нила к югу от Египта. Не, можно отрицать, конечно, как и множественное число слова Элохим (боги), но на мой взгляд всё очевидно. Тут есть ещё нюанс: мы не знаем, что именно авторы имели ввиду под словом “Мицраим”. Это только перевели как Египет, но суть могла быть другая. Ведь и Нубия и Палестина были части Египетской империи НЦ. Значит, термин “Мицраим” мог означать только какую-то часть империи и ещё вопрос – какую именно. Исходя из контекста этого и других фрагментов я пришёл к выводу, что “Мицраим” может обозначать скорее только Верхний Египет, причём возможна и ещё более узкая трактовка – только Фивы и IV ном, или четыре самых верхних нома.

В свете вышеизложенного попробуем пересказать из-торию про Абрама в Египте так, чтобы она выглядела более правдоподобно и логично. Богатый халдей Абрам с бесплодной, но родовитой (иначе зачем она ему?) женой Сарой оказался на территории завоёванной и разорённой египтянами. Его отец продемонстрировав лояльность оккупационной администрации выхлопотал себе разрешение переселиться со всем своим семейством куда подальше, на противоположный конец империи, но по пути вынужден был остановиться в другой местности и там умер. Абрам с Сарой и частью родни таки попадает в пункт назначения. Но там, как на зло, случается голод – наверное, засуха. Скот подох, родные все, кроме Лота – брата Абрамова, умерли, прислуга разбежалась. Абрам с Сарой пошли в метрополию просить гуманитарной помощи. Очевидно, имея на руках какой-то документ, проезжую, что они не просто бродяги. То есть изучив немного ту эпоху, я не могу даже допустить мысли, чтобы перемещаться по стране можно было без документов. В отличие от нынешних времён, перемещаться можно было только группами, документ выдавался один на группу, старшему, и в него были вписаны разные люди. Но фотографий тогда не было. Направились они, скорее всего, на остров Элефантину около первого порога. Первый порог – граница, собственно, Египта с древнейших времён. То что южнее – зависимые территории. Во времена НЦ остров Элефантина (Абу) был подчинён администрации наместника с титулом «Царский сын Куша» или “начальник южных стран”. Где была резиденция самого начальника я не знаю, но на Элефантине располагалась его администрация, многочисленные чиновники и то, что можно назвать на современном языке “штаб южного военного округа”.

Итак, почему я так напираю на документы: согласно Библии, когда Абрам выходил из некоего Харрана, где умер его отец, ему было 75 лет. Бодрый такой старичок, да. А жене его бесплодной сколько было? Прошло ещё какое-то время, как они пришли на место назначения. Потом голод тоже ведь не за один год начинается, а там такой что все умерли и осталось только двое. Кто они были на самом деле, мы уже не узнаем, но вот приходят к чиновнику миграционной службы эти двое, по египетски не говорят (или уже говорят?) и тычут пальцами в документ, в подорожную, где записаны Абрам и его юная сестра. Причём, сестра настолько юная, что её даже приглашают на кастинг и берут в гарем. Кстати, чей на самом деле – фараонов или “царского сына”? Не исключено, что даже и фараонов – фараон регулярно посещал эти места, поскольку там был ряд храмов государственной важности. Так вот, в каком возрасте ещё могут принять в царский гарем? В 18? В 21??? В 25 я бы, пожалуй, уже не взял. Или не заплатил бы столько: “И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды” (Быт.12:16). Кстати, про лошадок: грузовые верблюды в народном хозяйстве Египта начинают использоваться тоже только в НЦ.

Далее, согласно той же Библии, Сарочка была всего на 9 моложе Абрама, т.е. ей где-то под 70. Бабулька – божий одуванчик – такую даже в гейши не возьмут, не то что в гарем. С другой стороны, если даме на вид 20, а по документам 70, то поверить в это или нет зависит от чиновника, а это в свою очередь тоже зависит от… Короче, кто бы ни был этот Абрам с документами халдея, очевидно, что парень был не промах и, наверное, сразу стал учить язык белых людей. Для чего и понадобилась, вероятно, служанка-египтянка Агарь. Тут и братец Лот, кстати, появляется. Он ведь в том же документе числился. Мне сразу вспоминается встреча других братьев в другой стране в другую эпоху – двух сыновей лейтенанта Шмидта в кабинете другого чиновника. Можно вычислить, что где-то через год подлог с Сарой раскрылся – кстати почему? Кого-то заразила и кончился инкубационный период? Или берегли до очередного приезда фараона, а оказалось, что уже ни не столь невинна, как хотела казаться? Вопросов много, ответов нет, но по тексту выходит так, что дело замяли и очень удачно для Абрама с Сарой – уехали они жить куда-то на юг, вверх по течению Нила.

Когда по документам Абраму было уже 99, а Сарочке 90, проведать долгожителей явился суровый господин. Представился он Абраму Богом всемогущим (Амон?) и говорит: давай заключим договор и “не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам,” (Быт.17:5) а “жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра”. Чувствуете разницу? Наверное, выправили им новые документы. Но за это потребовал сей господин, чтобы Абрам зачем-то сделал обрезание себе, 13-летнему сыну Измаилу, “и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников”. И всех потомков Абрама, начиная с обещанного Саре через год сына Изю (его имя тоже было прописано в договоре почему-то с удвоенной буквой – Исаак). В общем, тут логика этого отрывка всяко заканчивается и начинается сплошная мистика.

Согласно общепринятому (с подачи Геродота) на сегодня мнению, в Древнем Египте чуть ли не с третьего тысячелетия до нашей эры, т.е. эпоха Древнего Царство (далее ДЦ) широко практиковалось обрезание крайней плоти у мужчин. Основанием для такого мега-вывода является вот эта вот единственная картинка, обнаруженная в одной из якобы погребальных камер комплекса в Саккре:

http://www.circlist.de/beschneidung.jpg

Датируется эта картинка традиционно 2350-2000 B.C., т.е. VI династией ДЦ, хотя есть версия даже о 2500 B.C.

Подтверждением этой версии считается то, что целый ряд мумий разных периодов имеют следы обрезания. Правда, против говорит тот факт, что у других мумий никаких следов обрезания не обнаруживается. И более того, нигде ни в одном другом египетском источнике никаких упоминаний об обрезании нет. Тем не менее, следы обрезания есть. И у мумий ряда фараонов, и у знати, и, особенно, у жрецов. Простолюдины мумий после себя обычно не оставляли, но вопреки Геродоту уже сложилось сегодня мнение, что простой люд Египта себе обрезания не делал. Общепринятых объяснений этому феномену нет. Многие соглашаются с Геродотом, считая, что другие народы заимствовали этот обряд у египтян.

Однако, иудеи полагают иначе. При тщательном изучении вопроса я наткнулся на утверждение некоего ребе Реувена Куклина: “Из слов мудрецов следует, что именно египтяне заимствовали у евреев традицию делать обрезание, а не наоборот” (http://my.toldot.ru/urava/ask/urava_6572.html) Под мудрецами ребе подразумевает талмудическую традицию толкования Торы (мидраш), в частности, книгу Берешит-Рабба, на которую и ссылается (91, 5). Насколько мне удалось понять, это так называемый вавилонский талмуд V века н.э. и, якобы, там где-то сказано, что делать обрезание египтянам посоветовал именно “Йосеф” (Это в Библии он Иосиф, а в русском переводе Торы – Йосеф). Полный текст вавилонского талмуда в интернете отсутствует, но по отрывкам можно сделать вывод, что таки да, в главе 91 комментируется как раз прибытие “Йосефа” в “Египет” или в Мицраим.

Оба термина взяты в кавычки потому что те понятия, которые обычно вкладываются в них толкователями Книги Бытия (оригинальное её название “Бе Решит” или просто Брешит) на мой взгляд весьма далеки от исходного заложенного в них смысла, который только и делает эти из-тории не фантастическим бредом, а хотя бы тенью истины.

Про Мицраим я уже написал выше, а Йосеф, он же Иосиф Прекрасный, как следует из моих собственных изысканий – это отражённый в литературе образ одного из ПЖ. Наподобие булкаговского Воланда. Его реальный прототип появился в Египте, точнее в “Мицраим” (в городе Уасет, греч. Фивы) в начале первого переходного

периода (около 2200 г.до н.э), когда единая до того страна распалась на десятки частей и монархи отдельных провинций именовали себя фараонами или вообще кто как хотел. Только в этом контексте библейская из-тория про Иосифа Прекрасного и фараона обретает хоть какое-то правдоподобие и историчность. Более того, из неё оказывается возможным даже почерпнуть некоторые дополнительные подробности проникновения потомственных жрецов в Египет и захвата им власти.

В главе “Появление ПЖ в Египте”, я проследил этот процесс только по фактам светской (небиблейской) египетологии. В египтологии библейским событиям вообще не находится ни места ни времени, и это никак ей не вредит, но изучая деятельность ПЖ обойти Библию, к сожалению, просто невозможно. Ведь они если и не авторский коллектив, то, как минимум, редколлегия. Тема стыковки светской египтологии и библейского сюжета про Иосифа представляется очень любопытной и ещё будет раскрыта позднее, но сейчас я лишь напомню, что в самом конце этой главы я огласил гипотезу, что широко известный комплекс в Саккаре в дошедшем до нас виде, со знаменитой ступенчатой пирамидой, напоминающей месопотамский зиккурат, не что иное как Иттауи – до сих пор не обнаруженная археологами временная северная столица основателя XII (фиванской) династии Аменемхета I. Который, как раз является ещё одним из ПЖ. Это утверждение даёт основание датировать многие надписи и рисунки комплекса Саккары, в частности рассматриваемый нами лубок про обрезание, именно периодом правления Аменемхета I (начало Среднего Царства). Более того, у Аменемхета имелись основания и для редактирования старых надписей и изображений.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

Обряд обрезания в Египте введён с подачи ПЖ. Это обряд практиковался далеко не для всех, но являлся, видимо, неким посвящением, инициацией для членов тайной религиозной секты прислужников ПЖ, проводивших в жизнь их политику, которая внешне проявляла себя как клир жрецов, отправляющих культ Амона (имя Амон переводится обычно как “скрытый”, “потаённый”), и примыкающих к этому клиру представителей светской знати, поклоняющихся Амону.

Аминь! (т.е. “воистину так”) Короче, все поняли.

Теперь рассмотрим, собственно, картинку.

При беглом взгляде на неё не сразу догадаешься, что изображён обряд обрезания. Я как-то считал, что обрезание делают лежащему человеку, а не стоящему. Но картинка, похоже, больше аллегорическая, чем фотографическая. Поэтому присмотримся внимательнее, но не вникая в суть непонятных символов, а ограничившись языком жестов и поз. Видно, что обрезаемые и обрезающие выглядят достаточно молодо, практически подростки, но имеют разный цвет кожи. Те, которые обрезают, помимо более тёмной кожи имеют ещё и признаки негроидности на лице. Изображения слева и справа это, по-видимому, разные стадии одного процесса. При этом, левая – первая, т.к. налево смотрят головы птиц-символов. На первой слуга-негр удерживает обрезаемого за руки, на второй – обрезаемый (уже обрезанный?) покровительственно кладёт руку на голову слуги, для чего изображение руки даже непропроционально удлинено.

О чём это может говорить? Во первых, как мне удалось разобраться, население Та-Кемет эпохи ДЦ было расово однородно. Домашние слуги были той же белой расы, смуглые рабы-южане если и были, то использовались на рудниках и каменоломнях. Негры как экзотическая игрушка для царей появились в Мемфисе лишь под конец эпохи и едва ли их использовали в каких-то ритуалах. Зато в Среднем царстве понятие “храмовые рабы” используется практически как маркер эпохи. Также, присутствие негров и мулатов в стране в этот период подтверждено археологически по костным останкам и изображениям. Причём, на юге их встречается много, в среднем течении меньше, а в дельте практически нет. С учётом того, что Саккара находится на севере недалеко от дельты, можно прийти к выводу, что эта картинка вероятнее всего нарисована приезжими фиванцами во времена Среднего царства или позднее. А самое раннее и вероятное – как раз во времена загадочной временной столицы Иттауи, название которой “Соединяющая две страны” я бы скорее истолковал как соединяющая Вавилон и Египет (посредством зиккурата – ступенчатой пирамиды) чем Южную и Северную части собственно Египта, который всё-таки одна страна.

Кроме расового аспекта наиболее очевидный посыл этой картинки для современников состоял, по-видимому, в том, что обрезание изменяет социальный статус проходящего этот обряд. Вот его держит за руки чёрный раб – а вот он уже сам покровительственно кладёт ему руку на голову. Было бы интересно узнать значение иероглифов и белой ленточки вокруг гениталий на левой части рисунка, но не думаю, что это как-то изменило бы мою трактовку. (Камрад Doq таки продолжает писать про г-на Пеже)
Ответить с цитированием