Путин де-факто стал правителем новой России 1 января 2000 года
Наследство ему досталось куда более тяжелое, нежели Сталину.
Если разруха в народном хозяйстве после гражданской войны и реформ Ельцина была примерно одинакова по своим масштабам, то Иосиф Виссарионович получил страну мирную, уже начавшую возрождаться после буйства пораженцев.
Президент же № 2 оказался в самом центре организованного пораженцами развала.
По всей стране бушевал кризис неплатежей; веерные отключения электричества и тепла были нормой, задолженности по пенсиям и зарплатам в отдельных областях достигали 2-х лет, задержки с денежным довольствием в армии — многих месяцев.
Вдобавок, на Кавказе шла самая настоящая региональная война, в исходе которой у большинства населения были сильные сомнения.
России запретили победить в первой войне, и люди были уверены, что им запретят победить снова — причем пораженцы кричали о таком будущем открыто и восторженно.
Однако ВВП сказал: «мочить» — и это было сделано. Во время Второй чеченской у военных не было на шее удавки, с помощью которой их заставляли непобеждать в прошлый раз.
Я еще не забыл — злопамятный все-таки, — как М. Леонтьев с телеэкрана умолял, чтобы войска дошли хотя бы до Терека и защитили исконные русские земли. Даже в это никто не верил!
Со всех сторон активно требовали, чтобы Россия не переходила границы Чечни, чтобы она не переходила Терека, чтобы она не лезла в горы — чтобы она хотя бы вступила в переговоры!!!
Не знаю, чего стоило выстоять ВВП — но он позволил военным дойти до конца.
Война завершилась — однако для восстановления экономики требовалась очень долгая кропотливая работа. Неплатежи, задержки пенсий и зарплат, безработица, веерные отключения...
По стране рыскали пораженцы: Березовский, Гусинский и иже с ними создавались Хопперы, Аввы и прочие МММы. Они жировали, высасывая из и без того нищего народа все и отовсюду, до последней копейки и последней капли крови, перемалывали экономику, пытаясь заменить русскую промышленность иностранными концессиями — и кое где им это даже удавалось!
По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в 2000-2002 году в России от голода страдали 4% населения (5,2 млн. человек).
Деградацию страны требовалось остановить, переломить развитие к лучшему.
Для оценки экономической ситуации я воспользовался работой профессора, доктора технических наук А. И. Орлова. Достойный специалист: 1949 г.р., профессор (1995 г. — по кафедре математической экономики), доктор технических наук (1992 г. — по применению математических методов), кандидат физико-математических наук (1976 г. — по теории вероятностей и математической статистике), 18 книг и учебников.
Итак, цитата из
статьи от 1999 года:
Настоящая статья имеет целью прогноз социально-экономического развития России и динамики основного макроэкономического показателя — валового внутреннего продукта (ВВП) на 7 лет (2000-2007).
За это время произойдут различные политические события, в частности, по крайней мере еще один цикл парламентских и президентских выборов (при условии сохранения нынешней политической структуры), результаты которых нельзя предсказать однозначно.
Поэтому прогноз может быть сделан лишь отдельно для каждого сценария из некоторой гаммы, охватывающей возможные пути социально-экономической динамики России.
Рассмотрим последовательно эти сценарии:
сценарий «Продолжение реформ» (по указаниям вероятного противника);
сценарий «Стагнация» (динамическое равновесие сил реформаторов и патриотов, как следствие — торможение «реформ»);
сценарий «Смена курса в направлении национальных интересов России» (предполагает переход государственной власти в руки патриотов);
сценарий «Смута» (исход борьбы — распад России на отдельные государственные образования).
Как показано выше, преобразования («реформы»), осуществляемые с 1987 г., объективно ведут не к развитию рыночной экономики, т.е. построению капитализма, а к уничтожению России как самостоятельного государства.
Очередные шаги этого уничтожения — начинающиеся реформы армии, образования, науки, жилищно-коммунального хозяйства, приватизация оставшейся государственной собственности, переход к свободной продаже земли и т.д.
Поскольку реальная (исполнительная) власть в России принадлежит в основном сторонникам «реформ», то сценарий дальнейшего развития курса реформ вполне возможен.
Сценарий дальнейшего развития курса реформ исходит из гипотезы беспрепятственной реализации планов вероятного противника, поскольку преобразования («реформы»), осуществляемые с 1987 г., объективно способствуют именно этому.
Перейдем к прогнозу динамики ВВП. Примем предположение о том, что средний темп падения ВВП за 1992-1996 гг. (1997 г., с этой точки зрения, является нетипичным, он скорее соответствует сценарию стагнации) был выбран вероятным противником оптимально — с точки зрения его целей.
Примем официальные данные: за 5 лет (1992-1996 гг.) падение ВВП составило 38,6%, т.е. в среднем 9,3% в год. При сохранении таких темпов падения ВВП 2007 г. составит 34,2% от ВВП 1996 г., или 19,9% от уровня 1990 г. С учетом занижения темпов инфляции официальными органами в 2 раза — 10% от уровня 1990 г. (Это несколько больше, чем падение производства в СССР в 1923 г. — после окончания гражданской войны — по сравнению с 1913 г.)
По жизненному уровню это будет соответствовать послевоенному периоду (1948 г. или 1923 г.), но с частично сохранившимися у населения жильем, одеждой, телевизорами...
Проведем альтернативный расчет, принимая 1992-1997 гг. за шестилетний цикл «шок-стабилизация» и используя официальные данные (результаты 1997 г. спорны — от 100,4% по данным правительства до 98,4% по данных председателя Комитета Госдумы по конверсии Г.В.Костина).
За 6 лет (1992-1997 гг.) падение ВВП составило 38,4%, т.е. в среднем 7,75% в год. При сохранении таких темпов падения ВВП 2007 г. составит 44,6% от ВВП 1997 г. , или 26,1% от уровня 1990 г. С учетом занижения темпов инфляции официальными органами в 2 раза — 13% от уровня 1990 г.
Итак, прогноз по официальным данным дает: ВВП 2007 г. составит 19,9-26,1% от уровня 1990 г., или 34,1-44,6% от уровня 1997 г. , что соответствует примерно 37,5-50.6% от уровня 1999 г.
Если принять, что финансирование Вооруженных Сил России будет в 2007 г. составлять тот же процент от ВВП, что и в 1997 г., то оно сократится в 2,24 — 2,93 раза, а по сравнению с 1990 г. — в 3,83 — 5,03 раза.
По описанным выше причинам реальное финансирование будет примерно вдвое меньше. Будет разрушена действующая структура Вооруженных Сил России, существенно уменьшена их боеспособность и боеготовность. Очевидно, это и является целью вероятного противника.
Включение в расчеты 1998 и 1999 гг. нецелесообразно, поскольку известный «августовский кризис» 1998 г. — это аналог «шоковой терапии» 1992 г. Любопытно, что все слои российского общества приняли падение жизненного уровня в 2 раза в результате августовского кризиса 1998 г. довольно спокойно. Хотя величина этого падения была лишь незначительно меньше падения за предыдущие годы. За 1991-1997 гг. жизненный уровень упал примерно в 2,5 раза.
«Шоковая терапия» активно обсуждалась, были многочисленные протесты, из-за рубежа шла гуманитарная помощь. В 1998 г. все было спокойно. Возможно, истинные масштабы катастрофы не осознавались, в частности, потому, инфляция составила к концу 1998 г. «всего» 80% по сравнению с 2600% в 1992 г. Возможно, население привыкло к постоянному падению уровня жизни.
Результат выгоден вероятному противнику. Он показывает, что можно «без шума» продолжать значительно снижать жизненный уровень россиян. Уже близок «идеал», когда тарелка благотворительной похлебки в день представляется высшим благом.
Напомним, что общий итог за 1991-1999 гг. — падение реальных доходов населения по крайне мере в 5 раз.
Сценарий «Смена курса в направлении национальных интересов России». Как подробно разъяснено выше, продолжение курса «реформ» ведет к гибели России.
Переход к защите независимости и национальных интересов России, к восстановлению экономики и национальных культурных и нравственных ценностей давно назрел.
Неоднократно формулировался комплекс экономических и политических мер, раскрывающий смысл этого столь необходимого России перехода.
Его можно сравнить с мерами по восстановлению народного хозяйства после гражданской и Великой Отечественной войн.
Дадим оценку рост,а ВВП в случае прихода к власти патриотов в результате победы на президентских выборах 2000 г. (т.е. рассмотрим случай выбора В.В. Путиным патриотического пути).
Отметим, что 2000 г. в соответствии с циклами Чижевского — год наибольшей солнечной активности и активности народных движений.
Правда, эта теория, видимо, не подтверждается практикой текущего года.
За первый цикл «шок-стабилизация», т.е. за 7 лет (1992-1997 гг.) падение ВВП составило 41,7%, т.е. в среднем около 7% в год. Примем, что оно будет таким же и в 1998 и 1999 гг. (официальные статистические данные ненадежны, что неоднократно демонстрировалось, например, в выступлениях депутатов Государственный Думы).
Тогда к концу 1999 г. выйдем на 54,2% от уровня 1991 г.
В 2000 г. следует ожидать значительного падения ВВП: в первой половине — из-за сосредоточенности президентской командой и правительством всех резервов на предвыборной пропаганде, во второй — из-за внешней блокады и внутреннего саботажа после победы патриотов.
Примем, что падение ВВП будет таким же, как в 1992 г. — году «шоковой терапии» (либерализации цен), т.е. 14,5%.
Тогда ХХI век встречаем на уровне 46,4% от 1991 г.
К началу 2001 г. развернется восстановление народного хозяйства.
При оценке темпов этого восстановления необходимо учесть, что, с одной стороны, промышленные технологии являются сейчас существенно более сложными, чем после Великой Отечественной войны, что затрудняет быстрое наращивание мощностей; но, с другой стороны, многие предприятия достаточно просто «запустить», поскольку в основном сохранились и кадры, и основные фонды (здания, станки,...).
Примем, что средний рост, ВВП будет такой же, как рост, валового общественного продукта в 1951-1965 гг. Тогда за 15 лет валовой общественный продукт вырос на 253,66% (в 3,53 раза), т.е. в среднем рост, составлял 8,79% в год.
Следовательно, можно ожидать, что за 7 лет (2001-2007) ВВП вырастет в 1,8 раза (на 80,3%) при том же среднем рост,е 8,79% в год.
Итак, к концу 2007 г. ВВП достигнет 154,2% от уровня 1999 г., или 71,5% от уровня 1991 г.
При сохранении указанных темпов рост,а ВВП выйдет на уровень 1990 г. в конце 2011 г. В то же время только начиная с последних месяцев 2002 года ВВП превзойдет уровень 1999г.
В качестве базы для альтернативного расчета возьмем 1946-1950 гг., когда за 5 лет валовой общественный продукт вырос в 1,94 раза, т.е. на 93,98%, т.е. в среднем на 14,17% в год.
Тогда можно ожидать, что за 7 лет (2001-2007) ВВП вырастет в 2,53 раза (на 152,8%) при том же среднем рост,е 14,17% в год и 117,4% от уровня 1991 г. При указанных темпах рост,а ВВП выйдет на уровень 1991 г. в конце 2006 г.
Поскольку невозможно точно предсказать момент перехода власти в руки патриотически настроенного руководства, то приведенные выше численные значения носят весьма условный характер.
Так, если патриоты победят не в 2000 г., а в 2004 г., а до этого времени будут продолжаться «реформы», то аналогичные расчеты дают к концу 2003 г. ВВП в размере 40,5% от уровня 1991 г. (в предположении, что в течение 4 лет (2000-2003) падение ВВП составит 7% в год).
Как и ранее, примем, что в год поворота (2004) падение ВВП будет таким же, как в 1992 г. — году «шоковой терапии» (либерализации цен), т.е. 14,5%. Тогда к концу 2004 г. ВВП России составит 34,7% от уровня 1991 г. (т.е. одну треть).
Даже при рост,е в 14,17% в год за 2005-2007 гг. ВВП удастся поднять лишь на 48,8%, т.е. до 51,6 % от уровня 1991 г.
Впрочем, все подобные расчеты носят лишь сугубо ориентировочный характер. Они показывают, однако, что в ближайшие 5 лет нет оснований ожидать существенного улучшения экономического положения России, наоборот, нас ждет, скорее всего, дальнейшее снижение макроэкономических характеристик и уровня жизни большинства населения. В лучшем случае — стагнация, неустойчивая стабилизация.
Однако переход власти в руки патриотически настроенного руководства, отстаивающего интересы России, несмотря на натиск вероятного противника — единственная надежда нашей страны.
(Полностью статья находится по адресу
http://orlovs.pp.ru/diff/antorlov/scen.htm)
Как несложно заметить, уважаемый профессор ожидает рост экономики под руководством патриотически настроенного и профессионального правительства таким, что уровень 1990 года будет достигнут только к 2011 году.
В качестве недостижимого идеала (никакого противодействия, патриотически настроенные профессионалы на ключевых постах) был рассмотрен вполне реальный пример развития из опыта сталинской экономики. Даже при идеальных условиях (под руководством Сталина) уровень 1991 кризисного года мог быть достигнуть только в конце 2006 года.
Сейчас, зная, каков оказался мир в реальности, мы можем напомнить, что России под управлением Путина удалось перешагнуть планку экономического уровня 1990 года в начале 2007 года.
То есть, президент смог значительно превзойти самые смелые прогнозы самых патриотичных экономистов и обогнал «позднего» Сталина в темпах развития экономики в прямом сопоставлении.
При этом Путин не допустил никаких спадов и кризисов как в экономике, так и в политической жизни — не говоря уж о том, чтобы довести страну до карточной системы. Он не прибегал к прямому насилию для достижения хозяйственных целей. Путин не стал строить новую экономику на костях людей. Наоборот — за 8 лет его власти доходы населения в долларовом исчислении выросли в 4 раза. Или, с учетом инфляции, в реальном исчислении — в 2,5 раза.
Общий рост, розничных продаж составляет 15%, причем количество покупаемых новых автомобилей ежегодно росло (и растет) на 30%, компьютеров и бытовой техники — на 50%. Таким образом, реальный уровень жизни в стране увеличился весьма и весьма заметно, что и обеспечивает политике президента массовую поддержку населения.
Используя для развития экономики почти те же средства, что и Сталин: продажу на рубеж сырьевых ресурсов и активное использование западных технологий, Путин смог распорядиться полученными ресурсами намного эффективнее первого.
Он не стал прямо вбухивать деньги в промышленность, отдавая государственные средства на разворовывание чиновников. Он потратил их на создание в стране благоприятного для развития промышленности климата, искусно направляя интересы производителей в нужном для государства направлении.
Восстанавливали заводы, либо строили новые вместо разрушенных те, кто хотел и умел это делать. Как результат: восстановление экономики России произошло со скоростью, о которой не мечтали даже самые отважные оптимисты. При этом уровень жизни населения вырос с опережающими темпами, а само развитие произошло без срывов, репрессий, без кризисов и катаклизмов.
Тут даже не о чем рассказывать историкам. Просто быстрый плавный рост страны от нищеты к процветанию.
Сравним Сталинскую «пятилетку» и Путинскую:
Код:
Производство (тысячи тонн)
1999/2000
2006
Чугун
34 826,7
51 700 (рост, 148%)
Сталь
43 821,8
70 800 (рост, 168%)
Прокат
34 114,6
58 200 (рост, 170%)
Алюминий
3122.1
3745.2 (рост, 120%)
Медь
635.4
1009.3 (рост, 159%)
Никель
211.4
282.8 (рост, 135%)
Прочее производство
1999
2005
Кузнечно-прессовые машины
1100 шт.
1500 шт.
Турбины
2.6 млн. кВт
5 млн. кВт
Генераторы
2.1 млн. кВт
5 млн. кВт
Электродвигатели
444 000 шт.
742 000 шт.
Краны мостовые
452 шт.
729 шт.
Краны автомобильные
1300 шт.
4400 шт.
Краны башенные
33 шт.
286 шт.
Грузовые автомобили
176 000 шт.
205 000 шт.
Троллейбусы
384 шт.
812 шт.
Прядильные машины
5 шт.
16 шт.
Комбайны
2000 шт.
7500 шт.
Ткани
1666 млн м2
2739 млн м2
Холодильники
1 173 000 шт.
2 778 000 шт.
Мотоциклы и мотороллеры
26 900 шт.
10 200 шт.
Фотоаппараты
81 200 шт.
17 100 шт.
Пиломатериалы
19.2 млн м3
22 млн м3
Шкафы
2 494 000 шт.
4 244 000 шт.
Кровати
585 000 шт.
993 000 шт.
Как и при Сталине, мы наблюдаем значительный рост, производства при заметном спаде сельского хозяйства.
Хотя до голода Россию Путин, как все помнят, не доводил.
Но рост, производства бытовой техники и машиностроения — впечатляющий. По многим позициям — в полтора-два раза.
Практически каждую неделю сообщается о строительстве в России новых цехов и запуске новых заводов, правительство активно стимулирует научные разработки
Невольно вспоминается известный лозунг «удвоения ВВП».
В 1999 году ВВП России составлял 300 млрд долларов и чтобы догнать Португалию, Путин призвал увеличить его вдвое.
Сегодня — Россия вошла в десятку самых сильных экономик мира (10 место по ВВП в долларах или 7 место по ВВП исходя из паритета покупательной способности).
И это изменение случилось прямо на наших глазах: всего за 8 лет.
Люди недалекие и малообразованные, не способные понять, в чем смысл деятельности руководителя страны, обычно пытаются найти некие посторонние причины, благодаря которым России «повезло».
Дескать, от русских эти 8 лет ничего не зависело, все случилось само собой. А везение кончится — и экономика рухнет обратно в катастрофу.
Специально для них приведу несколько цифр:
Рейтинг стран по уровню добычи углеводородов в тоннах нефтяного эквивалента на душу населения:
1. Катар — 1 081
2. Объединённые Арабские Эмираты — 991
3. Норвегия — 872
4. Кувейт — 815
5. Саудовская Аравия — 293
6. Оман — 246
7. Ливия — 240
8. Бахрейн 232
9. Нидерланды — 119
10. Венесуэла — 82
11. Канада — 79
12. Казахстан — 61
13. Алжир — 54
14. Ирак — 53
15. Россия — 47
16. Иран 37
17. Великобритания — 28
18. Мексика – 17
Нетрудно заметить, что привязка уровня экономики или уровня жизни к ценам на нефть должна бы уровнять уровни жизни в странах с одинаковой добычей.
Россия должна была бы жить заметно хуже Алжира, Венесуэлы или Казахстана и в полтора раза лучше британцев.
А если учесть, что цена «отсечения», ограничивающая приток нефтедолларов в экономику России, составляет $27 за баррель — мы должны жить намного хуже мексиканцев.
Канада же обязана давно биться в панике из-за безнадежной зависимости от сырьевого экспорта. Она ведь качает энергоносителей больше Казахстана и почти столько же, сколько Венесуэла!
Однако ничего подобного мы почему-то не наблюдаем.
На самом деле экономика России зависит от экспорта энергоносителей не больше, чем экономика Великобритании.
Добыча углеводородов дает прирост, ВВП примерно $400 на душу населения в год. При общем ВВП, по разным оценкам, от $10 000 до $13 000 на каждую русскую душу. Величина заметная — но отнюдь не катастрофическая.