Показать сообщение отдельно
  #17  
Старый 15.10.2011, 11:07
alexmaj alexmaj вне форума
гость
 
Регистрация: 12.03.2011
Сообщений: 732
alexmaj на пути к лучшему
По умолчанию Ответ: Ситуация в Армии РФ

Руководство группировкой возлагалось на командующего СКВО генерал-полковника А. Матюхина и его штаб. В помощь им была создана оперативная группа (ОГ) во главе с заместителем начальника Главного оперативного управления ГШ генерал-полковником Л. Шевцовым.
При создании группировки войск возник ряд сложностей. Среди них – отсутствие подготовленных и укомплектованных личным составом общевойсковых частей, что вынудило руководство формировать сводные подразделения и части.
Группировка войск наряду с силами и средствами Вооруженных Сил включала формирования Внутренних войск и ряда других силовых ведомств. В то же время единый координирующий орган отсутствовал. Некоторые трудности были связаны с состоянием боевой техники, материальным обеспечением и погодными условиями.
Практически было упущено решение задачи, касающейся проведения морально-психологической подготовки войск и спецпропаганды на население Чечни и незаконные вооруженные формирования. Частично названные недостатки были ликвидированы во время второй чеченской кампании (1999-2000). Была создана мобильная и боеспособная группировка федеральных сил, способная эффективно (и с минимальными потерями) выполнять поставленную задачу по ликвидации (подчеркиваем – ликвидации) тех же незаконных формирований.
Анализ создания и подготовки оперативных группировок отечественных войск для участия в вооруженных конфликтах позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, сроки создания группировок войск были самыми различными – от нескольких суток до 5 месяцев. Время же, отведенное на непосредственную подготовку войск, составляло несколько суток. Значительная разница в сроках развертывания войск (сил) объяснялась как интенсивностью развития кризисной ситуации, так и изначально избранным способом ее урегулирования. Комплекс необходимых мероприятий для подготовки войск к реальным боевым действиям предопределял примерно равные сроки непосредственной подготовки;
Во-вторых, механизм создания группировок войск зависел от наличия в конфликтногенном районе достаточного количества боеготовых войск, способных самостоятельно стабилизировать обстановку. В том случае, если этих сил было недостаточно, группировка усиливалась за счет переброски наиболее подготовленных частей из других регионов или проведения частичного отмобилизования резервов;
В-третьих, несмотря на то, что район сосредоточения скрыть было сложно, процесс концентрации войск во всех случаях маскировался. С этой целью переброска и сосредоточение войск проводились под видом учений, обеспечения эвакуации, скрытого отмобилизования;
В-четвертых, в результате недооценки сил сопротивления и объема задач численный состав группировок войск оказывался недостаточным, и в ходе развития событий их приходилось усиливать (за исключением Чехословакии);
В-пятых, для руководства группировкой войск, как правило, дополнительно создавалась оперативная группа, включавшая представителей Генерального штаба ВС СССР/РФ.
ОПЫТ СОЗДАНИЯ ГРУППИРОВОК ВВС И ВОЙСК ПВО
Весь мировой военный опыт показывает, что противовоздушная оборона войск и объектов тыла всегда имела стратегическое значение и оказывала существенное влияние на ход и исход локальных войн и вооруженных конфликтов. Практически во всех войнах и конфликтах борьбу с воздушным противником вели авиационные группировки и группировки войск ПВО.
Советская сторона, принимая участие в региональных кризисных ситуациях, зачастую оказывала помощь в создании национальных группировок ВВС и ПВО того или иного государства, в организации их управления и боевой деятельности. Поэтому авторский коллектив считает необходимым уделить определенное внимание и этой проблеме.
Прежде всего остановимся на авиационных группировках. Наиболее распространенными способами их создания в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов являлись следующие: переброска боевой и обеспечивающей техники, летных и наземных экипажей железнодорожным транспортом (война в Корее); переброска летных компонентов воздушным транспортом (Северный Вьетнам, Ближний Восток, Африка); переброска авиационной техники и экипажей водным транспортом (Египет, Сирия); маневр боевых авиационных частей и соединений по воздуху (лётом), а обеспечивающих частей – воздушным или железнодорожным транспортом (Афганистан, Чечня); приведение в боевую готовность авиационных соединений, дислоцированных как на территории страны, где возникала кризисная ситуация, так и в сопредельных странах (Венгрия).
Существенным недостатком авиационной группировки ВВС, применяемой в ходе войны в Корее, явились временные параметры ее создания. Перебазирование авиационных частей с Европейской территории СССР осуществлялось в среднем за 30-40 суток.
Так, железнодорожный эшелон 298-го иап убыл из Ленинграда 7 ноября 1952 г., а прибыл к месту назначения (Аньшань) только 20 января следующего года. Примерно в 2 раза быстрее перебазировался из-под Владивостока в Аньшань 913-й иап.
При слаживании новых боевых расчетов частей, подлежащих отправке в Северо-Восточный Китай, разрабатывались, а иногда и сообщались летчикам легенды о передислокации их подразделений на другие аэродромы СССР.
В целях соблюдения маскировочного режима весь личный состав перебазировавшихся авиационных частей переодевался в штатские костюмы, а перед пересечением советско-китайской границы – в форму одежды армии КНР. В пути следования личный состав не имел никаких документов, удостоверявших личность. Китайские удостоверения выдавались после прибытия части в район оперативного сосредоточения.
Боевая авиационная техника (самолеты-истребители МиГ-15 и МиГ-15бис, а несколько раньше – Як-9у и Як-9п, Ла-9 и Ла-11, штурмовики Ил-10, бомбардировщики Ту-2, самолеты связи По-2 и учебные самолеты Як-10) доставлялись в Северную Корею по железной дороге в разобранном виде непосредственно с заводов, в контейнерах под видом сельскохозяйственной или другой сугубо гражданской техники.
Со временем в связи с возросшими возможностями командования ВВС были заметно сокращены сроки создания авиационных группировок. Это стало возможным благодаря улучшению качества самолетного парка ВТА.
Так, для переброски авиационной техники во Вьетнам (для вооружения частей ВВС ДРВ) использовались самолеты Ан-12 и Ан-22. При этом самолет Ан-12 брал на борт один, а Ан-22 – два истребителя МиГ-21. Перед погрузкой истребители полуразбирались.
Самолеты МиГ-17 и Су-17м2 (бомбардировщик) отправлялись в разобранном виде в контейнерах. На месте их сборкой занимались специально созданные бригады специалистов.
Переброска авиационной техники, экипажей и авиационных специалистов водным (морским) путем осуществлялась на Кубу во время Карибского кризиса (1962), в Египет (1970–1972), в Индонезию (1962). На Кубу морским транспортом был переброшен полк истребителей на МиГ-21, эскадрилья разведчиков, а также значительное число боевых самолетов для укомплектования местных частей ВВС.
В целях маскировки авиатехника перевозилась в трюмах и на палубах в контейнерах под гражданские грузы. Сама транспортировка занимала от одного до нескольких месяцев. Использовать ВТА не представлялось возможным из-за отсутствия промежуточных посадок (для дозаправки) при перелете через Атлантический океан.
Маневр боевых авиационных частей по воздуху выполнялся при создании авиационных группировок на незначительном расстоянии от границ государства (или на собственной территории). Такой способ применялся в ходе войны в Афганистане, в чеченском конфликте.
Лётом была переброшена отдельная авиаэскадрилья на Ту-16р (около 15 самолетов) в Египет в начале 70-х годов. В стадии практического освоения находится вариант оптимизации этого способа. Имеется в виду дозаправка самолетов топливом в воздухе. Однако в отечественных ВВС факт дозаправки в полете при участии войск в локальных войнах и вооруженных конфликтах пока не зафиксирован.
Характерной особенностью при создании авиационных группировок в "близких" от СССР государствах являлось то, что не все авиационные части, выделенные для этой цели, производили посадку на их территории.
К примеру, в Афганистане не садились фронтовые и дальние бомбардировщики. Их взлет и посадка осуществлялись на территории Советского Союза. Не все авиационные части ВВС России, принимавшие участие в боевых действиях в Чечне (1994–1996), базировались на аэродромах, расположенных на чеченской территории.
Здесь важно отметить, что авиационная группировка РФ была довольно мощной. В своем распоряжении она имела 91 фронтовой бомбардировщик Су-24, 87 штурмовиков Су-25, 44 истребителя МиГ-29, 47 разведчиков Су-24МР, а также 29 МиГ-25РБ, 24 Ми-24, 28 Ми-8 и 2 Ми-6.
Своеобразный опыт создания авиационной группировки был накоплен в Корее. Там части нашей авиации, равно как и части Народной армии КНДР и ОВА Китая и Северной Кореи базировались на аэродромах Северо-Восточного Китая. Боевые же действия происходили в небе КНДР.
Главная причина – отсутствие развитой сети аэродромов на ее территории.
Правда, такие аэродромы были построены, но американская авиация провела специальную воздушную операцию летом 1951 г. и на большинстве из них (на 11) были выведены из строя искусственные ВПП и рулежные дорожки. Базирование частей ОВА на территории КНР затрудняло, а в ряде случаев и исключало их боевое применение из-за большого удаления от линии фронта.
Как видно из приведенных примеров, в локальных войнах и вооруженных конфликтах применялись различные способы создания авиационных группировок. Наиболее оптимальным являлся маневр частей и соединений по воздуху, как и переброска обеспечивающих подразделений воздушным транспортом.
Он позволял создавать необходимую группировку в короткие сроки, что было особенно необходимо в начале вооруженного конфликта и при резком обострении в ходе него. Непременным условием применения этого способа являлось наличие в распоряжении командования ВВС требуемого количества военно-транспортных самолетов, в том числе большой грузоподъемности.
Сроки создания авиагруппировок колебались от нескольких десятков суток (в ДРВ – 23 дня) до нескольких месяцев (война в Корее). Их развертывание начиналось в начале или в ходе вооруженного конфликта. Наиболее сложно эта проблема решалась в первые его дни, так как это было связано с выполнением трудоемких мероприятий в сжатые сроки.
Важным условием обеспечения высокой боеспособности авиационных группировок считалась специальная доподготовка летных частей с учетом условий боевых действий в районе локальной войны или вооруженного конфликта.
Для создания авиационных группировок использовались уже существующие или вновь создаваемые части и соединения ВВС: в военных действиях в Афганистане это – 34-й сак, позже переформированный в ВВС 40 А.
Сложным этапом в создании авиагруппировок являлось занятие авиационными частями и подразделениями аэродромов в районе предстоящих боевых действий.
По опыту боев в Афганистане оно осуществлялось тем успешнее, чем качественнее проводилась его подготовка: выделение истребителей для прикрытия, истребителей-бомбардировщиков – для поддержки, высадка воздушного десанта (специальных войск) в районе аэродрома предстоящей посадки авиации.
Отечественные соединения и части Войск ПВО, как уже отмечалось, принимали непосредственное участие в ряде локальных войн и вооруженных конфликтов. Они использовались в Китае, Корее, во Вьетнаме, в некоторых арабо-израильских войнах, на Кубе...
Во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах советская сторона оказывала помощь в создании группировок войск ПВО тех или иных стран посредством специалистов и советников, а также путем поставок необходимой военной техники и оружия.
Именно создание "национальных" оперативных группировок войск ПВО и особенности их использования в ходе боевых действий – цель последующего исследования.
По мнению авторского коллектива, анализ "зарубежной" противовоздушной обороны дает уникальный опыт для реформирования отечественной ПВО, так как в большинстве развивающихся стран вся система противовоздушной обороны находилась в структуре ВВС и строилась при непосредственном советском участии, в той или иной мере базируясь на соответствующих уставах и наставлениях советских Вооруженных Сил.
Прежде всего – о Египте. Местная система ПВО с самого начала развивалась при активном участии советских военных советников и специалистов. Хотя, как известно, неоднократно СССР оказывал прямую военную помощь, посылая в страну регулярные части и даже соединения (к примеру, переброска советской зенитно-ракетной дивизии в 1970 г.).
Войска ПВО Египта были организационно сведены в дивизии ПВО и части ВВС. Оперативно-тактические цели по прикрытию войск и объектов в установленных границах достигались соединениями и частями ПВО.
На дивизию ПВО египетской армии полностью возлагались оперативно-тактические задачи по прикрытию объектов и войск в границах протяженностью от 500 до 1200 км и глубиной от 80 до 1000 км.
При определении границ и боевого состава каждой дивизии ПВО учитывалось государственное и военное значение объектов прикрытия, количество, характер и удаление их от линии соприкосновения войск и государственных границ, размеры территории, в пределах которой велись боевые действия, условия для наиболее полного использования возможностей частей, входящих в состав дивизии.
В ходе боевых действий совершенствовалась организационная структура войск ПВО. На начальной стадии в вооруженных силах страны не было соединений ПВО, в которые входили бы части ЗА, ЗРВ, ИА, РТВ, подразделения радиоэлектронного подавления. По мере расширения масштаба авиационных налетов израильтян такие структуры, по настоянию советских военных экспертов, начинали спешно создаваться.
В состав дивизий ПВО Египта уже с 1968 г. начали входить зенитные артиллерийские бригады, полки и отдельные дивизионы зенитной артиллерии, отдельные батальоны РТВ, отдельные роты ПЗРК "Стрела-2". Командирам дивизий ПВО оперативно подчинялось по одной истребительной авиационной бригаде ВВС. Однако состав и количество средств поражения дивизии был не постоянен. Состав дивизии ПВО зависел от важности выполняемых задач, наличия объектов в границах соединения ПВО.
"Становой хребет" ПВО Египта составляли зенитные ракетные войска, основной тактической единицей которых являлась зенитная ракетная бригада (зрбр), имеющая в своем составе от 4 до 8 зенитных ракетных и 1-2 технических дивизионов. Бригады входили в состав дивизий ПВО, боевой состав которых включал: 2-5 зрбр, 8-10 отдельных зенитных артиллерийских дивизионов (озадн), 8-10 зенитных артиллерийских полков (зап) и подразделений РТВ. Авиация в состав дивизий ПВО не входила.
При первоначальном формировании на вооружении ЗРВ состояли комплексы СА-75М ("Двина") с ракетами В-750В, а с середины 1970 г. начали поступать из СССР комплексы С-75 ("Волга") с ракетами В-750ВН и комплексы С-125 ("Печора") с ракетами В-601П. Это позволило сформировать зенитные ракетные бригады смешанного состава, включавшие зенитные ракетные комплексы различных типов.
На первом этапе зенитчикам Египта была поставлена задача прикрыть наибольшее количество административно-политических и военных объектов как в глубине территории страны, так и в зоне Суэцкого канала. Стремление "охватить" как можно больше территории страны ограниченными силами ЗРВ привело к их распылению и в конечном итоге не обеспечило надежной обороны наиболее важных объектов. Это создало условия для завоевания превосходства в воздухе израильской авиацией.
Характерным примером такого рода явилась группировка ЗРВ, состоявшая из двух бригад и развернутая на Суэцком канале для прикрытия сухопутных войск и военных объектов в районах городов Порт-Саид, Исмаилия и Суэц, в состав которой входило 7 дивизионов СА-75М и зенитно-артиллерийские средства. В создании группировки приняли участие советские военные специалисты.
В довольно сложной обстановке "египетской самобытности" им пришлось принимать решения буквально в последнюю минуту, что не смогло не сказаться на качестве проведенной работы. В итоге имели место некоторые "упущения", которые советские советники впоследствии характеризовали в такой "последовательности":
а) расстояние между позициями дивизионов составляло от 25-30 до 65-75 км, что обеспечивало создание системы огня только на средних и больших высотах;
б) фланговые дивизионы (Порт-Саид, Сухна) не имели огневой связи с соседними дивизионами;
в) взаимное огневое прикрытие дивизионами друг друга реально отсутствовало;
Ответить с цитированием