Ответ: Ситуация в Армии РФ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЙСК, ОРУЖИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
"Дух народа, отражающийся в войсках (энтузиазм, фанатизм, вера, убеждения), ярче всего проявляется в горной войне, где каждый предоставлен самому себе вплоть до единичного солдата. Уже по одной этой причине горы являются наиболее выгодной ареной борьбы для народного ополчения. Искусная боевая подготовка войск и закаленное мужество, спаивающие отдельные отряды как бы в один слиток, ярче всего проявляются в открытом поле".
К. Клаузевиц
Особое место в исследовании опыта участия СССР и России в локальных войнах и вооруженных конфликтах после второй мировой войны занимают проблемы создания, подготовки и боевого применения отечественных оперативных группировок войск (сил). При этом главное внимание уделяется важнейшим, на наш взгляд, аспектам влияния используемых форм и способов боевых действий ВС СССР/РФ на возможности совершенствования и развития отечественного оружия, военной техники и различных видов обеспечения.
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППИРОВОК СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ ВОЙСК В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
Специальные (как правило, оперативные) группировки советских и российских войск создавались в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов в Сухопутных войсках, Военно-Воздушных Силах и Войсках ПВО, на Военно-Морском Флоте. Они выполняли специфические боевые задачи за пределами Родины, нередко преследовавшие оперативно-стратегические цели.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ОБЩЕВОЙСКОВЫХ ГРУППИРОВОК
Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов с участием советских и российских войск показывает, что одной из сложнейших проблем, решаемых военно-политическим руководством страны, было создание общевойсковых группировок оперативного масштаба.
Как правило, подобные группировки приходилось формировать в довольно непростой международной (а затем и внутригосударственной) обстановке, что требовало огромных усилий и экономических затрат, оперативности, организованности и быстроты.
Анализ показывает, что к созданию оперативных группировок советское/российское руководство прибегало не часто, только в случаях разрешения, по его мнению, крайне опасных для лагеря социализма (или собственной страны) кризисных ситуаций. Поэтому специфику решения названной проблемы рассмотрим в хронологической последовательности исторических фактов и событий.
ВЕНГРИЯ
В событиях 1956 г. в Венгрии, как уже отмечалось, группировка советских войск на первом этапе (до ноября) включала соединения и части Особого корпуса, находящегося на ее территории. Еще за три месяца до октябрьских событий по распоряжению из Москвы был разработан план действий войск корпуса по восстановлению общественного порядка в Будапеште и других венгерских городах.
План был отработан на карте, к нему прилагался перечень важнейших объектов столицы, подлежавших охране советскими частями. Восстановление порядка в Будапеште возлагалось на 2-ю гвардейскую механизированную дивизию генерала С. Лебедева.
В соответствии с решением советского политического руководства об "оказании помощи правительству Венгерской Народной Республики" для создания оперативной группировки войск распоряжением начальника Генерального штаба ВС СССР вечером 23 октября были приведены в боевую готовность следующие соединения: Особый стрелковый корпус в составе двух механизированных дивизий, дислоцированных на территории ВНР; стрелковый корпус Прикарпатского военного округа в составе стрелковой и механизированной дивизий; механизированная дивизия из состава отдельной механизированной армии, дислоцированной в Румынии (у румыно-венгерской границы).
Всего: 31 550 человек личного состава, 1130 танков и САУ, 615 артиллерийских орудий и минометов, 185 зенитных орудий, 380 бронетранспортеров, 3930 автомашин, большое количество вспомогательной техники.
Одновременно в боевую готовность были приведены и соединения ВВС: 2 авиадивизии, базировавшиеся на территории Венгрии, и 2 авиадивизии из Прикарпатского военного округа, имевшие на вооружении 159 истребителей и 122 бомбардировщика. На истребительную авиацию возлагалась задача прикрытия войск на марше, бомбардировочная авиация должна была находиться на аэродромах в готовности к боевым действиям.
К концу октября в венгерской столице уже находилось около 20 тыс. советских войск. Однако обстановка в Будапеште с каждым днем осложнялась. Сил и средств явно не хватало.
Поэтому в начале ноября группировка советских войск начала усиливаться дополнительными частями и соединениями, в основном из Прикарпатского военного округа. Во многом этому способствовал начавшийся 29 октября Суэцкий кризис. Внимание западных держав было всецело приковано к Ближнему Востоку.
Группировка войск уже в ходе боевых действий пополнилась одиннадцатью дивизиями. Количество личного состава (солдат и офицеров) приблизилось к 60-тысячной отметке.
Непосредственная подготовка частей и соединений включала разработку планов мероприятий по повышению боевой готовности. В частности, в середине октября генерал П. Лащенко прервал сборы командиров соединений и частей с тем, чтобы они возвратились на места и смогли срочно принять необходимые меры.
Семьи офицеров начали эвакуироваться в Советский Союз. Одновременно происходил дополнительный ввод на территорию Венгрии советских войск.
Устным распоряжением начальника ГШ с 27 октября началось развертывание системы связи.
Особое место в подготовке штабов отводилось сбору данных об обстановке в различных регионах Венгрии. Командиры дивизий получили специальные указания о порядке применения частей и подразделений в Будапеште и других городах.
ЧЕХОСЛОВАКИЯ
Несколько иначе решалась проблема создания группировки советских войск во время событий в Чехословакии в 1968 г.
Прежде всего, срок подготовки личного состава и боевой техники был значительно больше. Еще весной 1968 г. советское руководство приняло решение о необходимости проведения мероприятий по подготовке Вооруженных Сил СССР к действиям на территории Чехословакии.
В частности, 8 апреля командующий Воздушно-десантными войсками генерал В. Маргелов получил от министра обороны маршала А. Гречко директиву, согласно которой приступил к планированию высадки воздушных десантов на территорию ЧССР.
Полностью операция по вводу союзных войск, получившая кодовое наименование "Дунай", была подготовлена к 17 августа 1968 г. В тот же день было принято окончательное решение о начале боевых действий.
Имелись свои особенности и в механизме создания группировки войск. Наряду с советскими войсками в нее входили соединения и части стран Варшавского Договора – ГДР, ПНР, ВНР и НРБ. Все они с конца мая 1968 г. сосредоточивались на границе с Чехословакией, прежде всего в Польше, ГДР и СССР.
Так, в районе Эрцебирге (ГДР) расположились 12 советских танковых и мотострелковых дивизий и 2 немецкие дивизии. Воздушно-десантные войска перебрасывались на территорию ЧССР транспортной авиацией с началом операции.
Сосредоточение войск на границах Чехословакии осуществлялось скрытно. Для этого был проведен ряд учений. Так, в июне на ее территории прошло командно-штабное учение под кодовым названием "Шумава". Командование Варшавского Договора ввело в Чехословакию 16 тыс. человек личного состава.
Их вывод задерживался до начала августа. Но и после вывода войска находились в полевых лагерях на границе с ЧССР.
С 23 июля по 10 августа проводятся крупнейшие тыловые учения, охватившие всю западную территорию СССР, ГДР и Польшу. На период учений, получивших название "Неман", было мобилизовано значительное количество резервистов и привлечено большое количество гражданских транспортных средств.
11 августа начались крупные учения Войск ПВО под кодовым названием "Небесный щит" и учения войск связи на территории Западной Украины, Польши и ГДР.
В целом, учения войск Варшавского Договора, проводившиеся с мая по август, были использованы в качестве способа уникальной в своем роде маскировки, позволили скрыть признаки готовившегося вторжения. Одновременно с проведением учений под их прикрытием решались вопросы материально-технического и тылового обеспечения создаваемой группировки войск.
Непосредственная подготовка группировки войск началась 17-18 августа. Она заключалась в пополнении запасов материальных средств, составлении рабочих карт, проверке боевой техники на случай осуществления длительных маршей и т. д.
К 20 августа подготовительные мероприятия завершились. К тому времени группировка насчитывала до 500 тыс. человек (в первом эшелоне – 250 тыс.).
На ее вооружении находилось около 5 тыс. танков и бронетранспортеров. Советские войска были представлены в группировке соединениями и частями 1-й гвардейской танковой, 20-й гвардейской общевойсковой, 16-й воздушной армий (ГСВГ), 11-й гвардейской общевойсковой армии (ПрибВО), 5-й гвардейской танковой и 28-й общевойсковой армий (БВО), 13-й и 38-й общевойсковых армий, 28-го армейского корпуса (ПрикВО) и 14-й воздушной армии (ОдВО). Столь мощная оперативная группировка войск (сил) была способна решать серьезные оперативно-стратегические задачи и достигать военно-политических целей в короткие сроки.
АФГАНИСТАН
Имелись свои особенности и в создании группировки советских войск при оказании военной помощи правительству Республики Афганистан. Одной из них явилось отсутствие письменных государственно-правовых документов (Указов Президиума Верховного Совета, постановлений Совета Министров СССР), которые бы регламентировали создание группировки советских войск и их использование за пределами собственной территории. Все вопросы доводились до министра обороны СССР только в устной форме.
Окончательное решение на ввод войск было принято 12 декабря 1979 г. За два дня до этого министр обороны СССР отдал Генеральному штабу распоряжение о создании группировки войск численностью до 75 тыс. человек. Для оказания помощи командованию ТуркВО в проведении мобилизационных мероприятий была сформирована оперативная группа Министерства обороны СССР, которая 14 декабря прибыла в Термез и приступила к работе. Треть управления военного округа вошла в состав полевого управления 40-й армии.
Следует особо подчеркнуть, что опыт создания группировки советских войск для ввода в Афганистан, по ее масштабам, сжатым срокам и организованности является уникальным.
С момента принятия политического решения за неполные две недели в Туркестанском и Среднеазиатском военных округах (командующие генерал-полковники Ю. Максимов и П. Лушев) до полных штатов было развернуто около 100 соединений, частей и учреждений.
В их числе – управление 40-й армии и 34-го смешанного авиационного корпуса, 4 мотострелковые и 1 воздушно-десантная дивизии, артиллерийская, зенитная, ракетная и десантно-штурмовая бригады, отдельные парашютно-десантный, мотострелковый и реактивный артиллерийский полки, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения, связи, разведки и технического обеспечения. Для их доукомплектования было призвано свыше 50 тыс. человек военнобязанных и поставлено из народного хозяйства около 8 тыс. единиц автомобильной и другой техники.
Одновременно с формированием группировки шло обучение войск боевым действиям в условиях горно-пустынной местности и преодолению водных преград. Несмотря на значительные трудности, связанные с отмобилизованием личного состава и низким качеством боевой техники, поступавшей в войска из народного хозяйства, к исходу 24 декабря основные силы 40-й армии были готовы к действиям.
Руководством Минобороны была поставлена задача до 25 декабря навести понтонную переправу через Амударью, эту очень капризную в весенне-зимний период реку. Наведением переправы занимались инженерные части Туркестанского и Киевского военных округов, имея на это не более десяти суток.
Ввод сухопутных войск планировался по двум направлениям – Термезском: через реку Амударью – горный перевал Саланг–Кабул–Джелалабад и Кушкинском: Герат–Шинданд–Кандагар. Воздушно-десантные войска должны были перебрасываться по воздуху.
В соответствии с приказом министра обороны СССР Маршала Советского Союза Д. Устинова ввод войск на территорию Афганистана начался 25 декабря 1979 г. Первыми по понтонному мосту через Амударью вблизи г. Термеза перешли советско-афганскую границу части 108-й мотострелковой дивизии, которые маршем выдвигались на Кабул.
Практически одновременно воздушную границу пересекли самолеты военно-транспортной авиации с личным составом и боевой техникой 103-й воздушно-десантной дивизии, которая, по замыслу, посадочным способом десантировалась на кабульский аэродром.
К полудню 27 декабря в столицу Афганистана вошли передовые мотострелковые части и завершилась переброска основных сил воздушно-десантной дивизии. В ночь на 28 декабря из района Кушки в направлении Герата на афганскую территорию вошла 5-я мотострелковая дивизия.
К середине января 1980 г. ввод главных сил 40-й армии в основном завершился – группировка советских войск на территории Афганистана включала 2 мотострелковые и 1 воздушно-десантную дивизии, десантно-штурмовую бригаду и 2 отдельных полка. К лету эта группировка была усилена еще 1 мотострелковой дивизией и 2 отдельными полками, после чего численность ее достигла 81,8 тыс. человек. В последующие годы состав группировки увеличивался до 100 тыс. человек и более.
Общее руководство советскими войсками в ДРА осуществляла оперативная группа Министерства обороны СССР во главе Маршалом Советского Союза С. Соколовым (до 1985 г.).
Непосредственно Ограниченным контингентом советских войск управлял командующий 40-й армией – уполномоченный Правительства СССР по делам советских войск в Афганистане (до сентября 1980 г. – генерал-лейтенант Ю. Тухаринов), который подчинялся командующему войсками Туркестанского военного округа.
Скрытность создания группировки была обеспечена растянутым по времени периодом отмобилизования и поочередным приведением частей и соединений в боевую готовность, а самое главное тем, что в войсках истинную цель проводимых мероприятий знали лишь единицы. Важную роль сыграло и контрразведывательное обеспечение всех мероприятий развертывания столь мощной группировки войск.
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В отличие от вышеназванных событий в Венгрии, Чехословакии и Афганистане, первый вооруженный конфликт в Чечне (1994–1996) явился сугубо внутригосударственным, что непосредственно сказалось на боевых действиях войск (сил).
Как уже отмечалось, Президент РФ подписал ряд документов по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики". В соответствии с ними была спланирована специальная операция, предусматривавшая участие Вооруженных Сил во взаимодействии с Внутренними, пограничными войсками и подразделениями ФСК (ФСБ) для ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чечне.
Создание группировки войск началось после соответствующего приказа министра обороны РФ.
Переброска личного состава и боевой техники осуществлялась воздушным и железнодорожным транспортом, а также своим ходом. Прибывавшие войска располагались в пунктах временной дислокации. С ними проводились занятия по боевому слаживанию.
К исходу 5 декабря 1994 г. создание оперативной группировки войск в основном завершилось. Ее численность составила 23,8 тыс. человек, в том числе ВС – 19,1 тыс.; ВВ – 4,7 тыс. На вооружении имелось 80 танков, 182 орудия и миномета, 208 боевых бронированных машин.
С 8 по 10 декабря с войсками был проведен комплекс мероприятий по подготовке к выполнению поставленных задач. Среди них – тактические учения, штабные тренировки, боевые стрельбы. Отрабатывались также методы взаимодействия в звене отделение–взвод–рота–батальон. К концу декабря группировка была усилена до 38 тыс. человек, 230 танков, 454 бронированных машин, 388 орудий и минометов.
|