Игорь Акимов, Виктор Клименко. О природе таланта. ЭПК - методология в русле КОБ?
В 2010 году я познакомился с методологией КОБ, самое, что странное для меня было это ощущение дежавю. Через некоторое время, когда информация КОБ немного устоялась, я все таки вспомнил, где я раньше это все читал, в работе Игоря Акимова и Виктора Клименко "О МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ УМЕЛ ЛЕТАТЬ, ИЛИ ПУТЬ К СВОБОДЕ. О природе таланта".
Ниже я приведу отрывки из книги. Конечно, эти отрывки не раскрывают всей сути проблемы, но могут дать некоторое представление. Для целостного восприятия, необходимо прочитать всю книгу целиком. От себя добавлю, познакомившись с этой книгой в 16 лет она потрясла меня глубиной исследования природы человека, я неоднократно к ней возвращался, надеюсь что вам она принесет немалую пользу.
В книге делаются попытки:
* научить талантливых людей распознавать опасности, грозящие их таланту;
* изучается целостность человека;
* исследуются способы реализации целостности в творческом действии;
* исследуются способы приведения целостности в действие без ее разрушения.
То есть изучаются талант и условия, необходимые для его самовыражения.
Целостность любого человека необъятна. Мы отдаем себе в этом отчет и потому
не претендуем на исчерпывающие формулы. Тем не менее, мы считаем, что
целостность человека талантливого - человека, действующего самостоятельно, -
достаточно полно описывается тремя понятиями:
Мы вводим новую аббревиатуру: ЭПК (энергопотенциал - психомоторика -
критичность). Давайте договоримся, что это не просто сочетание букв,
не просто сокращенное написание трех слов. ЭПК - это понятие. Оно означает
синтез трех понятий (энергопотенциал, психомоторика, критичность). ЭПК
описывает:
* структуру целостности,
* ее свойства,
* ее функции,
* качество деятельности,
* продукт деятельности.
Так мы открыли новую типологию людей. Не по расовому признаку,
не по языковому, не по сословному, не по образовательному,
не по профессиональному и т.д. - а по состоянию ЭПК человека.
Таких состояний - диапазонов ЭПК - три. Три этажа жизни.
* Нижний диапазон - человек существует; его цель - самосохранение. (раб)
* Средний диапазон - человек живет с удовольствием, но он бесплоден. (потребитель)
* Верхний диапазон - человек живет созидая. (созидатель)
Человек нижнего этажа живет страхом. Он боится себя, боится сделать ошибку
(поэтому бездействует), боится людей, боится любой перемены обстоятельств.
Но работу выполняет добросовестно и в срок (боится наказания). Платон
называл такого человека говорящим орудием. Его свобода ограничена
пространством его тела. Значит - это раб.
Человек среднего этажа живет удовольствием. Поискам удовольствий подчинена
вся его жизнь. Он обладает замечательной способностью находить предметы,
рождающие удовольствие, и если жизнь ставит его в обстоятельства, когда это
невозможно вне - он получает удовольствие от себя - от своей души. Его
свобода заканчивается там, где заканчивается удовольствие. Работает он лишь
до тех пор, пока это приятно; значит - мало, не серьезно, не глубоко,
не до конца. Он ничего не отдает, он ничего не производит, его
предназначение - потреблять созданное другими. Значит - это потребитель.
Человек верхнего этажа живет действием. Без действия он не может, потому что
его высокий энергопотенциал ищет выхода, ищет приложения себе - ищет цель.
Критичность эту цель находит, а психомоторика организует это действие таким
образом, чтобы трата энергопотенциала (работа) приносила удовольствие. Если
он в хорошем состоянии - он не может не работать; едва закончив одно дело -
он тут же берется за другое. Не результат его привлекает! - только процесс,
потому что он получает удовольствие именно от процесса работы. Результат его
работы - нечто новое - чего он не знал. А поскольку это новое создавалось
с удовольствием, в нем аккумулирована энергия автора. Энергия, которой
смогут пользоваться теперь и другие люди. Назовем его - созидатель.
Из-за исключительной сложности материала и желания быть понятыми широкой
аудиторией мы вынужденно многословны. Поэтому некоторые почитатели нашей
книги уже отчаялись понять, о чем, собственно, идет речь. Кажется, появилась
необходимость напомнить об этом в нескольких тезисах.
1. "О мальчике..." - книга о таланте. О том, что такое талант, откуда
он берется, как его развить и куда (отчего) он исчезает.
2. В основе таланта лежит гармония триады ЭПК: энергопотенциал -
психомоторика - критичность. Мы ставим между ними дефисы, а не "+",
поскольку это три стороны единой и нераздельной целостности.
Энергопотенциал - это жизненная сила. Она материальна, измерима
и направлена. Значит, это одновременно заряд и процесс.
Психомоторика - это одухотворенная машина, которую движет наша жизненная
сила (энергопотенциал). Эта машина не ограничена нашим телом, поскольку
и наша душа (псюхе) не ограничена нашим телом. Значит, в ней важны не формы
и границы (физические либо духовные), а способность к действию. Значит,
сущность психомоторики - это нераздельные, слиянные мысль и движение.
Критичность - это способность в очевидном видеть истинное. Это проводник
к истине; или, как мы писали прежде, глаза таланта. Критичность называет
наши отношения с гармонией.
Критичность человека на уровне эмоций служит его самосохранению (он один
видит в только благодаря им сохраняет уважение к себе).
Критичность человека на уровне чувств - это его ложка, которой
он с удовольствием хлебает из тарелок окружающих его гармоний, значит,
помогает ему быть потребителем.
Критичность человека на уровне интуиции заставляет его преобразовывать
окружающую дисгармонию в гармонию. Значит, для него критичность - инструмент
созидания. Следовательно, для любого из трех, критичность - это мера
и инструмент.
Подчеркиваем: механизм таланта включается самопроизвольно. И происходит это
лишь в том случае, когда каждая составляющая ЭПК оптимальна и все они
гармонично сочетаются между собой.
Работа таланта - это преобразование дисгармонии в гармонию.
В этом - процесс решения задачи.
Признак задачи - ощущение дискомфорта (всем нравится, всем удобно, все
не замечают, а вам - тесно, колет, противно; понять, почему вам не нравится,
почему вас не устраивает, - это понять задачу).
Признак решения задачи: дискомфорт ассимилирован в комфорт. (Впрочем,
не спутайте процессы: если вы потеряете энергопотенциал - ваша
требовательность к комфорту соответственно уменьшится и вчерашний дискомфорт
сегодня покажется приемлемым.
3. Мы начали рассказ о психомоторике с души, потому что:
а) большинство наших читателей - молодые люди, которые ищут себя, свое место
в мире, ищут ценности, ради которых стоит жить, а все это становится
реальным, когда у человека проявляется и крепнет душа;
б) мы живем в сложное время разрушения идеалов, время, когда нужда
и несправедливость пытаются нам внушить отсутствие души;
в) тело развивается по законам природы, и, даже не изучая их, вы знаете их;
их нельзя изменить - их можно только использовать; а душа развивается
по законам общества, но в тот момент, когда она осознает себя,
сориентировавшись на выбранный ею идеал, она становится автономной; только
она делает человека непохожим на других, только она привносит в его жизнь
смысл; она дарит человеку свободу - вопреки любым обстоятельствам.
4. Напомним, что такое душа.
Это некая целостность, рожденная 1) мыслью, 2) совестью и 3) памятью.
Мысль - это осознанное, зафиксированное, материализованное чувство.
Вы же помните - чувство возникает при нашем контакте с предметом, явлением,
процессом. Чувство текуче и непознаваемо. Но едва мы даем ему имя - это уже
мысль. То есть материальный субстрат, который может работать. Мысль может
быть выражена словом, знаком, действием. Значит, оставить реальный отпечаток
на глине жизни.
Совесть - это наше отношение к миру, которое материализуется в морали. Как
и мысль, совесть сама по себе не существует, она возникает в момент
взаимодействия с другим человеком, с коллективом, с обществом. Значит,
совесть всегда возникает как болевая точка, как знак прокрустова ложа.
Естественно, она неотделима от чувства, ведь чувство - это язык совести,
ее голос; нет чувства - совесть молчит. Но если есть прямая связь - должна
быть и обратная; как же в таком случае чувство зависит от совести? Ответ
на поверхности: совесть - это призма, которая делает чувство видимым; это
камертон, благодаря которому чувство обретает размеры и имя; это
пространство, в котором чувство живет.
Память - это проекция прожитой нами жизни в будущее. Проекция в форме
гармонии, которой мы смогли овладеть (напомним диапазон гармонии:
от примитивного шаблона - до "золотого сечения"). Значит, только у человека
на уровне интуиции - творца, человека в норме - память выполняет свою
естественную функцию; только у него она является идеальным инструментом,
то есть самозатачивающимся, самосовершенствующимся.
А что же человек на уровне чувств (потребитель)? У него функция памяти
сведена к минимуму; от добытой прежде гармонии взята только форма; зачем ему
память, если он живет текущим мгновением? Ответ: ведь както же он должен
выделять те цветы, с которых он снимает нектар. Узнавать их помогает память.
Значит, для него память - инструмент сопоставления, а если попросту - мерка.
Наконец, память человека на уровне эмоций (раба) - это инструмент
самоутверждения: "я есмь". Низкий энергопотенциал лишает его возможности
активной жизни вне, поэтому все чувства его обращены в себя - в свое
прошлое. Зачем? Чтобы с помощью доступной ему гармонии найти там образцы
истины, добра и красоты - и тем убедить себя: есть! Есть высокий смысл
в моей внешне серенькой и никчемной жизни! - потому что у меня есть никому
не ведомая, но для меня самого абсолютно реальная прекрасная душа.
5. Как же работает механизм души?
Как возникает целостность из сочетания мысли, совести и памяти?
Совесть (помните? - призма) отмеряет границы действия, объем, в котором оно
происходит. Мысль - это инструмент, который преобразует отмеренное совестью
пространство. Память нацеливает мысль, контролирует ее работу и дает
окончательную оценку ее деятельности.
Следовательно, механизм души работает так:
а) при любом нашем контакте с окружающим миром включается совесть, которая
отмеряет пространство действия;
б) этот контакт фиксируется чувствами, которые по мере узнавания - осознания
- овладения предметом превращаются в мысль;
в) которой дает оценку память (хранительница гармонии).
Откуда же берется энергия для работы механизма души?
Ее обеспечивает наш энергопотенциал.
6. И последнее: какова связь - между механизмом души и пространством души?
Поскольку механизм души работает в пространстве, очерченном совестью,
значит, и пространство души отмерено совестью.
Это та территория, которой реально владеет данный человек.
Для раба - это только собственное тело.
Для потребителя - тоже только собственное тело, но энергопотенциал позволяет
ему пастись на соседних грядках, и только поэтому он считает эти грядки
своими. (Его почти никогда не бьют по рукам - вот он и остается в приятном
заблуждении всю жизнь.)
Для творца это - весь мир.
Вот мы и подошли к ответу на вопрос - чем работает талант.
Если самое привлекательное для него - процесс, значит, все дело
в самовыражении. Творческий процесс - это материализация себя. Не чужой воли
- как у раба; не в общем-то безликих положительных эмоций и чувств - как
у потребителя. Он именно себя материализует. (Вот подсказка искателям смысла
жизни!) В чем материализует? - Разумеется - в материале задачи. Чем? - Самим
собой. Точнее - слепком себя, своей души. Матрицей.
Значит, матрица - это слепок души таланта.
Из чего складывается матрица?
Опишем ее с помощью триады ЭПК.
Поскольку нам нужен слепок души - вспомним, как матрица формировалась.
1) Она, безусловно, была намечена в самых общих чертах (то есть черновой
рисунок уже был) еще в генах. И по мере того, как во взаимодействии с миром
разворачивалась программа генотипа, проявлялось лица необщее выраженье.
Человек открывал окружающий мир, сам открывал его правила и законы,
(открывал чувственно: другой человек - прямой передачей знания - никогда
не научит действовать; опыт - знание, способное работать, - человек
чувственно добывает сам; при этом он может не знать ни названий законов,
ни их определений, зато умеет пользоваться ими), открывал, словно он самый
первый в этом мире, на этой планете, инопланетянин среди этих людей.
Инопланетянин, который
а) вынужден приспосабливаться, памятуя в то же время
б) о своей единственности и неповторимости и потому
в) стремясь остаться самим собой.
Короче говоря, намеченный в генах - и реализуемый генотипом - человек
приспосабливался к прокрустову ложу обстоятельств жизни. Возникало
единственное, неповторимое видение и понимание (трактовка) мира -
индивидуальное сочетание и трактовка универсальных законов. Сочетание,
которым человек пользуется для ориентации и действий в мире. А это не что
иное, как мерка. Тот единственный аршин (другого у него нет), с которым
человек подступается к любому действию, явлению, предмету. Когда
он прикладывает эту мерку, мы говорим: работает механизм критичности.
Значит, критичность - это отпечаток рисунка матрицы. А если совсем точно -
отпечаток ее скелета.
2) Если общие черты скелета матрицы были намечены еще в генах, то тело
матрицы начинает формироваться с началом формирования плода, Пока -
опосредованно: через мать. Она живет, создавая, перерабатывая и накапливая
информацию, - и эта информация как бы дублируется: второй экземпляр получает
плод - и лепит из нее тело своей матрицы. После рождения он это делает уже
самостоятельно. Вначале - только эмоции, а потом - эмоции и чувства
переводит в информацию и лепит ее на растущий, формирующийся скелет матрицы.
Как вы поняли, тело матрицы - это продукт работы психомоторики.
3) Но матрица сама по себе немного стоит. Идеальный скелет, прекрасное тело
- это еще не все. Прекрасный труп. А тело должно жить. Да не просто жить -
оно должно действовать. Что обеспечивается - как вы помните -
энергопотенциалом.
|