Ответ: Теоретические основы религий
Попробуем взглянуть на человека как на…устройство компьютерного типа.
Насколько уместна такая аналогия?
Наверное, всё же уместна, неслучайно ведь многие термины, относимые к компьютерной технике, взяты, так сказать, от “человеческой природы”. К примеру, “память”, “спящий режим” и т.д.
В качестве мотивации к такому рассмотрению зададимся вопросом: а что такое человеческое сознание, что есть мыслительный процесс (мышление) человека? Что с ним(мышлением) происходит, например, когда человек засыпает глубоким сном и не видит никаких сновидений (во всяком случае, если в памяти человека не остается, то мы не можем однозначно утверждать, что они были), или, скажем, что происходит, когда человек оказывается в бессознательном состоянии (кратковременный обморок, долговременная кома)? Куда девается сознание в таких состояниях?
Давайте четко зафиксируем для себя наше понимание того обстоятельства, что тело человеческое может пребывать в состояниях, когда сознания нет.
Из религиозных представлений мы знаем, что, мол, у человека имеется разумная душа, т.е. собственно наличие сознания у человека связано как раз с такой душой, а вовсе не с телом. Сравнивая человека с неразумными животными, мы понимаем, что их неразумность, судя по всему (в рамках разбираемого религиозного подхода), объясняется тем, что душа животного иного типа нежели душа человеческая. А на телесном уровне (и это подтверждается анатомическими данными) особо принципиальной разницы нет, во всяком случае, имеются виды животных, которые весьма близки человеку в этом отношении.
Используя компьютерную терминологию, я бы рискнул выразить разницу между душой человека и душой животного как разницу программной поддержки (программного обеспечения [ПО]). Хотя, конечно же, при этом мы должны отчетливо понимать, что программное обеспечение для конкретной модели компьютера определяется производительными характеристиками последнего. Иными словами, умственные способности обезьяны ниже человеческих не потому, что ей Некто пожадничал установить ПО покруче, а в первую очередь потому, что обезьяна сама по себе “компьютер” послабее, и на него просто невозможно установить ПО человека. (Как говорится, на пентиум-1 седьмую винду не ставят!)
Итак, как вы понимаете, я уже начинаю рассуждать в том контексте, что тело человеческое (равно как и животного) это собственно компьютер (компьютерное железо), а душа человеческая это что-то подобное ПО для тела. Хотя отдаю себе отчет, что всё это пока весьма туманно выглядит.
Поразмышляем о религиозном представлении души.
Насколько адепты религий осмысленно подходят к этому понятию?
Зачастую ведь от них, кроме пустого разглагольствования о попадании души в ад или в рай, ничего толком и не услышишь.
Спросим себя: хорошо, пусть религия права, что разумность человека определяется разумностью его души, но как быть с объяснением бессознательных состояний? Вот, к примеру, человек крепко спит, чем же занимается в это время его душа? Неужто тоже спит? Религии толкуют о бессмертной душе, а потому зачем ей спать?
Согласимся, если спит лишь тело, а сознание связано с душой, то это автоматически означает, что с засыпанием тела сознание не исчезает, мыслительный процесс продолжается, неспящая душа продолжает мыслить. Но тогда почему же с пробуждением ото сна человек ничего не помнит? Куда деваются результаты мыслительной деятельности души, пока тело человека спит?
Может дело в памяти человеческой?
Что она из себя представляет? С чем связана: с телом или с душой?
Если память есть свойство (характеристика) души, как и мышление, то тогда получается, что результаты мыслительного процесса во время сна тела должны сохранятся, и по пробуждении человек обязан их помнить. Но этого же нет.
Может память связана с телом?
Но тогда как можно душу называть “разумной”, если у нее нет памяти? Зачем нужна такая разумность, результаты деятельности которой могут не сохраняться? Это скорее уже не разумность, а какая-то роботизированность, какое-то исполнение алгоритма под названием “мыслительный процесс”, причем, во время сна - в режиме холостого хода, поскольку результаты не сохраняются. А ведь человек чуть ли ни половину своей жизни проводит в спящем состоянии, отсюда такой мыслительный процесс выглядит крайне неоптимальным.
Таким образом, идея о бессмертной разумной душе, которая "сама по себе" относительно тела человека, и использует тело как некую временную одёжку, на мой взгляд, не выдерживает критики в том контексте “разумности”, как мы приучены понимать этот термин.
Немного подытожим.
Человеческое тело может иметь сознание (состояние бодрствования), а может и не иметь (состояние глубокого сна или одно из бессознательных состояний). Тело животного в состоянии бодрствования не имеет сознания, во всяком случае, сознания человеческого уровня, который мы собственно и привыкли обозначать словом “сознание”. При этом тело животного вроде как с конструктивной (анатомической) точки зрения сходно с человеческим.
И что?
У вас бывало такое, что, скажем, с вечеру размышляете о чем-то, затем засыпаете и спите добротным спокойным сном “как убитый”, а утром, проснувшись, снова начинаете размышлять на ту же тему. Это происходит само собой, словно перед засыпанием кто-то нажал кнопку “Пауза мышления”, а по пробуждению эту кнопку отжал (?)
Я думаю, что всё же самое логичное говорить о том, что мышление человека – это действительно алгоритмический процесс, это работающее программное приложение, которое при всяком переходе тела(компьютера) в бессознательный режим автоматически переходит в “Паузу”, а при обратном переходе (из бессознательного в бодрствование) переходит в “Активность”.
Что собственно такое “бессознательный режим” тела, или же “режим бодрствования”?
Чем они различаются с существенной точки зрения?
Полагаю, “существенная” в данном случае означает “физическая”.
Так вот, с физической точки зрения режимы функционирования тела различаются в первую очередь как разные режимы энергопотребления.
Режим бодрствования – это режим с высоким энергопотреблением, а бессознательные режимы – с пониженным энергопотреблением.
Известно, что касательно сна говорят о его разных фазах. И применительно к одним фазам (фаза поверхностного сна) говорят, что они отличаются явным наличием мыслительной деятельности, ибо человек видит сны и помнит их. Стало быть, мы должны понять, что существует некий порог (пороговое значение) в режимах энергопотребления, ниже которого мыслительный процесс останавливается (Пауза), а выше которого возможны некоторые особенности этого процесса. Очевидно, что чем ниже энергопотребление (оставаясь выше порога), тем менее устойчивым является мышление. Известную аналогичность можно усмотреть и на примере всевозможных электронных устройств, если попробовать принудительно плавно понижать напряжение питания для них. При этом устойчивость работы устройств будет падать.
Сновидения, судя по всему, - это неполноценный мыслительный процесс, связанный с тем, что режим энергопотребления недостаточен для полноценного мышления, коим является мыслительный процесс в режиме бодрствования.
Впрочем, не будем забывать, что при рассмотрении человека в известной аналогии с компьютером, мы должны всегда помнить, что такой "компьютер" является также сетевым устройством (сетевым клиентом некоей мировой управляющей сети). А потому, и всякая информация, имеющая место в таком "компьютере" не обязательно характеризует именно "лишь неполноценность мыслительного процесса". Отнюдь, ибо сеть управляет.
Упомянем и нестандартные мыслительные процессы.
Они возникают в режиме бодрствования при физическом и химическом изменении состояния тела. Это может произойти при заболеваниях, от прямого физического воздействия (например, удар), от поступления в организм вредных химических веществ (различные яды; здесь уместно отметить употребление алкоголя и прочих наркотиков).
Возникновение такой нестандартности обуславливается нарушением типичного (стандартного) режима функционирования тела. Иными словами, компьютер(тело) изменяется настолько, что программное приложение “мышление” начинает, как говорят глючить. Оно неверно работает в силу измененной функциональной способности устройства.
Хорошо. Если мышление – это программный процесс, по сути представляющий из себя процесс обработки информации, то откуда берутся входные данные для обработки? И куда направляются (как используются) выходные данные, результаты?
И как мыслительный процесс взаимодействует с памятью? Где расположена память? Ведь очевидно же, что для наличия памяти (в логическом смысле) должен наличествовать ее материальный носитель: хоть говорим мы о памяти оперативного типа, хоть о памяти для хранения. Ибо это следует как раз из аналогий с компьютерной техникой.
Последний раз редактировалось D121212; 30.03.2011 в 15:30.
|