Система оплаты труда.
Система оплаты труда призвана отрегулировать социальные отношения, точнее убрать социальную напряженность, связанную с несправедливым распределением результатов труда, особенно сейчас в России.
Конечно, можно на справедливость не обращать внимания, тем более что это понятие относительное, и распределять доходы как вздумается хозяину предприятия. Однако следует предостеречь данного хозяина от однобокого, больше в свою пользу, распределения.
Как может сказаться несправедливое распределение на социальную обстановку в стране можно увидеть из истории не только России (1917 год), но и из истории других стран. Вот характерный пример из истории США.
Многие знают о Великой депрессии 30-х годов. Но многие ли знают, каково было в то время распределение доходов между пятью группами населения и как изменилось это распределение в другие периоды истории страны? Имеется в виду принятое в США разделение всего населения по доле совокупного дохода (до вычета налогов) на группы (по 20% в группе). Группы называются: низшая, вторая, третья, четвертая, высшая. Данные в % и соотношение между соседними группами, а также соотношение высшая/низшая приведены в таблице 1.
Таблица 1.

Группа семей (по 20% от общего числа)
1929
1935-36
1947
1955
1969
1979
1987
низшая ~3,9(0,45) 4,1(0,44) 5,0(0,42) 4,8(0,39) 5,6(0,45) 5,3(0,46) 4,6(0,58)
вторая ~8,6(0,62) 9,2(0,65) 11,8(0,69) 12,2(0,69) 12,4(0,70) 11,6(0,66) 10,8(0,64)
третья 13,8(0,71) 14,1(0,67) 17,0(0,74) 17,7(0,75) 17,7(0,75) 17,5(0,73) 16,9(0,70)
четвертая 19,4(0,36) 20,9(0,40) 23,1(0,54) 23,7(0,57) 23,7(0,58) 24,1(0,58) 24,1(0,55)
высшая 54,4 51,7 43,0 41,6 40,6 41,6 43,7
Высшая
низшая 13,9 раз 12,6 раз 8,6 раз 8,7 раз 7,3 раз 7,8 раз 9,5 раз
В то же время идеальным соотношением в природе, соответствующим Золотому сечению является 0,618. А почему бы такое соотношение ни ввести в доходах в соседних группах, тем более что опыт США подсказывает, что при соотношении доходов между соседними группами населения значительно отличающемся от числа ЗС (0,535 в 30 годы) в стране была Великая депрессия. Когда этот показатель стал приближаться к числу 0,618 (0,638), то уже Великой депрессии не наблюдалось, хотя и кризисы все-таки возникали. Произошло это тогда, когда вняли рузвельтовскому предложению «поделиться». Следует заметить, что если бы соотношение доходов между соседними группами населения составляло бы величину Золотого сечения - 0,618, то соотношение высшей группы к низшей составило бы минимально возможную величину – 6,85 раза.
В принципе, дифференцированность заработной платы должна быть такой, чтобы труд был бы эффективным, и в то же время не отрицалась социальная справедливость. То есть нужно пройти между Сциллой эффективности и Харибдой социальной справедливости. Отклонение в ту или иную сторону чревато либо плохой эффективностью производства, как было в СССР, с его уравнительной системой оплаты труда, либо социальной напряженностью, в США 30-х годов и современной России. Автор считает, что предлагаемая им система оплаты труда может счастливо избежать подобных угроз, при этом иметь максимальную эффективность, при максимальной социальной справедливости в том смысле, который присущ менталитету русских (в широком смысле).
В основу системы оплаты труда заложен принцип жизни по средствам, т.е. соответствия заработной платы работников возможностям экономики страны и способности сборов налогов для содержания работников бюджетной сферы.
В связи с этим предлагается жесткая привязка минимального размера заработной платы работников бюджетной сферы, а равно бюджетных выплат (пособий, стипендий) гражданам к средней заработной плате работников небюджетной сферы. Благодаря этому, уровень заработной платы "бюджетников", будет соответствовать изменению уровня заработной платы работников небюджетной сферы. Средняя же заработная плата сама по себе соответствует текущему состоянию экономики. Конечно, бюджетники непосредственно товаров не производят. Но ведь они тоже занимаются производительным трудом, производя : безопасность, моральное и физическое здоровье нации, качество людей. Разве можно переоценить труд бюджетников: учителей, врачей, ученых, военнослужащих? Разве их труд не востребован? Поэтому сложившаяся в стране ситуация в отношении бюджетников, по большому счету, губит нацию. Поэтому и привязка заработной платы бюджетников к средней заработной плате работников небюджетной сферы вполне оправдано.
Исходя из этого минимальнавя заработная плата в стране не должна быть меньше величины:
ЗПмин = 0,382 * ЗПср (8),
где: ЗПмин - минимальная заработная плата в народном хозяйстве страны, региона;
0,382 - квадрат числа золотого сечения (дополнение до 1 числа золотого сечения 0,618);
ЗПср - средняя заработная плата в небюджетной сфере. (федеральная, региональная, местная)
Исходя из размера минимальной заработной платы, должны рассчитываться бюджетные выплаты гражданам страны, с учетом перерасчета на новые коэффициенты.
Пример: первая половина 1998 года ЗПср = 1200 рублей (2007 год ~ 12000 рублей);
ЗПмин = 0,382 * 1200 = 458руб. 40коп (2007 год ~ 4584 рублей)
Размер оплаты труда работника должна зависеть от коэффициента трудогого участия работника - КТУр, который равен произведению суммы минимально возможной величины - 0,382, степени качества труда работника - lnР, зависящего от разряда работника - P (согласно таблице), степени ответственности работника lnN на коэффициент выслуги лет – КВЛ и производительность труда работника – ПТр:
КТУр = (0,382 + lnР + lnN) * КВЛ * ПТр(9)
Таблица 2.

№ п/п Характеристика разряда разряд
1. Легкий, неквалифицированный труд 1
2. Неквалифицированный труд средней тяжести 2
3. Тяжелый неквалифицированный труд 3
4. Легкий низкоквалифицированный труд 2
5. Низкоквалифицированный труд средней тяжести 3
6.
Тяжелый низкоквалифицированный труд 4
7. Легкий труд средней квалификации 3
8. Труд средней тяжести средней квалификации 4
9. Тяжелый труд средней квалификации 5
10. Легкий труд высокой квалификации 4
11. Труд средней тяжести высокой квалификации 5
12. Тяжелый труд высокой квалификации 6
Неквалифицированный труд - труд, не требующий предварительного обучения, им может заниматься любой здоровый человек.
Низкоквалифицированный труд - труд, требующий предварительного обучения профессии в ПТУ, на курсах и т.п..
Труд средней квалификации - труд, требующий предварительного обучения в техникумах, колледжах.
Высококвалифицированный труд - труд, требующий обучения в университете, институте, академии.
Степень ответственности работника - ln N, зависит от количества людей, на которых распространяется влияние решений данного работника и за которых данный работник ответственен, включая самого себя - N, производительности труда работника - ПТр для работников производства, которая рассчитывается по формуле:
ПТр = ОПр / ПТср (10),
где: ОПр - объем произведенной продукции данным работником;
ПТср - средняя производительность труда работников данной профессии:
Коэффициент выслуги лет - КВЛ применяется для работников опасных производств (по федеральному списку).
Однако следует отметить, что рассчитываемый по предлагаемой формуле КТУ предназначен только для сферы производства. Для главы административной системы управления, как для предприятий, так и для территорий, формула может быть несколько иной, а именно:
КТУр = ((0,382 + lnР + lnN) * КВЛ) (11),
для заместителей главы административной системы, согласно иерархической лестнице можно применить следующее правило: первые заместители должны иметь КТУ на 5,6% меньше, просто заместители на 14,6% меньше (согласно ЗС), и так далее, на каждой следующей ступени уменьшая КТУ подчинённых на величину 14,6% от величины КТУ непосредственного начальника. Опять же такое правило касается только иерархической лестницы административной системы.
Заработная плата работников бюджетной сферы рассчитывается по формуле:
ЗПр = КТУр * Кр(б) (12),
Небюджетной сферы:
ЗПр = КТУр * Кр (13),
где: Кр(Кр(б)) - коэффициент распределения фонда оплаты труда - ФОТ, рассчитывается по формуле:
Кр(Кр(б)) = ФОТ/ сумма КТУр (14),
причем ФОТ может быть как для конкретного производства, так и федеральным, и региональным и местным. ФОТ бюджетных организаций рассчитывается по формуле:
ФОТ(б) = сумма КТУ*ЗПмин*К1 (15).
Таким образом, применяя предлагаемую систему оплаты труда можно добиться автоматического индексирования как заработной платы работников бюджетной и не бюджетной сферы, так и бюджетных выплат (стипендий, пособий), причем не превышающим возможности бюджетов, при этом заработная плата управленцев будет строго привязана к текущим экономическим успехам предприятия, территории.
Пенсионная система.
Пенсионная система носит накопительно-рапределительный характер, разработана автором еще в 1990 году и предложена на рассмотрение в Верховного Совета СССР. На сегодняшний день с довольно значительными искажениями принята Государственной думой ФС РФ и уже внедряется в пенсионном фонде. Однако имеемые искажения не позволяют раскрыть возможности, заложенные в нее. Предлагается вернуться к более проработанному первоначальному варианту.
В основу пенсионной системы заложен накопительно-распределительный принцип. Почему именно накопительно-рапределительный а, допустим, не чисто накопительный, или чисто распределительный? Против одного и другого есть весьма веские аргументы, которые не позволяют сделать на их основе стабильную и отвечающую условиям безопасности и социальной справедливости пенсионную систему.
Аргументы против чисто накопительной системы заключаются в следующем.
Обычно накопительной системой занимаются частные компании. При этом они используют обычные для рынка возможности аккумулирования средств: банковские депозиты, покупка акций, вложения в «стабильную» валюту, золото, драгоценности и т.д. При этом они естественно из доходов пенсионного фонда оплачивают труд своих работников. Но кто даст гарантию, что не будет гиперинфляции, что банк не обанкротится, что акции не упадут в цене, что «стабильная» валюта не будет девальвирована, а цена на золото, драгоценности не упадет? Кто даст гарантию, что пенсионный фонд не обанкротится?
Такой гарантии в настоящее время дать никто не может. А вот то, что люди будут, изо дня в день трудится, из месяца в месяц отчислять в Государственный пенсионный фонд по закону, в этом сомневаться не приходится. Кроме того, даже если никаких вышеописанных неприятностей не случится, то кто же запретит работнику помимо посредника осуществлять вложения? Зачем кормить посредника (негосударственные пенсионные фонды), когда можно обойтись без него, оставляя себе всю прибыль? Но нужно понимать и то, что все риски при этом остаются.
Аргументы против чисто распределительной системы заключаются в следующем.
Распределительная система тяготеет к уравнительности. В ней мало той самой социальной справедливости. Размеры максимальной и минимальной пенсий практически мало отличаются. Один из союзных чиновников в начале 90-х годов высказался в таком плане, что пенсия это плата за нетрудоспособность, а если это так, то делается естественный вывод, что пенсия для всех должна быть одинакова! Конечно, в этом случае об эффективности труда работника говорить не приходится, ведь у всех пенсия будет одинакова.
Избежать недостатков той и другой системы поможет создание накопительно-распределительной системы. Суть ее заключается в следующем.
1. Определяется коэффициент годового вклада работника (КГВР) как отношение сумм выплат работнику, с которых идут отчисления в государственный пенсионный фонд, к средней годовой заработной плате в стране. С помощью такой операции исключается влияние инфляции на уровень пенсии, осуществляется привязка к текущей заработной плате в стране.
2. Определяется расчетный коэффициент пенсионера (РКП) как сумма частного от деления суммы КГВР за годы работы на соответствующий коэффициент пола работника (КПР). Для мужчин – 45, для женщин –40, так как женщины трудятся на 5 лет меньше.
3. С целью гуманизации пенсионного закона и перераспределения пенсий от более высоких к более низким, с помощью специальной формулы, определяется базовый коэффициент пенсионера (БКП).
БКП = (0,382+РКП) – (ln(0,382+РКП)*0,146) (16)
БКП, в зависимости от места жительства пенсионера увеличивается на величину районного коэффициента -РК. К этой величине добавляется дополнительные коэффициенты - Кс:
• для инвалидов 1 группы, Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, Героев России, кавалеров орденов «Слава» и «За службу Родине» трех степеней, «За заслуги перед отечеством» – 0,618;
• для инвалидов 2 группы, обладателей почетного звания Народного артиста, художника, деятеля и т. п. – 0,382;
• для инвалидов 3 группы, обладателей почетного звания Заслуженного артиста, художника, деятеля и т. п. – 0,146;
• для сирот и нетрудоспособных членов семьи, потерявших кормильца, БКП устанавливается в размере натурального логарифма от суммы КГВР кормильца, деленного на количество проработанных лет, или натурального логарифма от БКП умершего пенсионера, но не меньше, чем 0,382.
Таким образом, определяется коэффициент пенсионера (КП).
КП = БКП*РК+Кс (17)
Размер пенсии определяется как произведение КП на коэффициент распределения пенсионного фонда - Кр
П = КП*Кр (18)
В свою очередь коэффициент распределения – Кр рассчитывается по формуле:
Кр = сумма поступлений в пенсионный фонд / сумма КП + сумма просроченных месяцев–КП (19).
Введение Кр исключает нехватку средств пенсионного фонда при привязке к текущей заработной плате, а при введении в строй системы электронных платежей, несомненно, повысит пенсии.
С целью учёта возможност изменения демографической ситуации, что на самом деле и наблюдается, необходимо увеличить возраст выхода на пенсию работников в соответствии с формулой: Nр=0,7 разделить на Nп=0, 382.
Nр = 0,7 ;
Nп 0,382
где: Nр – количество действующих работников, делающих отчисления в пенсионный фонд;
Nп – количество пенсионеров, получающих пенсию;
0,7 – желательный уровень пенсии относительно уровня заработной платы в народном хозяйстве;
0,382 – желательный уровень отчислений от величины заработной платы в пенсионный фонд (согласно Золотому сечению).
Данное соотношение показывает во сколько раз работников должно быть больше, чем пенсионеров на данный этап развития демографической ситуации при соответствующих желательных отношениях уровня средней пенсии к средней заработной плате и уровне отчислений в пенсионный фонд. Зная эти соотношения можно, исходя из складывающейся демографической ситуации, определить конкретный возраст выхода на пенсию, как мужчин, так и женщин, принимая во внимание, что женщин, доживающих до пенсионного возраста больше, чем мужчин. Формула расчета довольно чувствительна, т.к. люди, которые, убывая из разряда пенсионеров, в связи с увеличением сроков выхода на пенсию, автоматически увеличивают количество работников, а это значит, что коэффициент соотношения будет изменяться в квадратичной зависимости. При этом ещё не факт, что возраст выхода на пенсию при современных условиях увеличится.
В целом, введение в жизнь данной пенсионной системы, уже заставляет работников требовать отчислять в пенсионный фонд положенные средства, способствуя выводу из тени экономики. Однако в полной мере система заработает при введении СЭП.