Показать сообщение отдельно
  #3  
Старый 14.08.2010, 23:28
Шевчук Денис Шевчук Денис вне форума
гость
 
Регистрация: 16.07.2010
Сообщений: 497
Шевчук Денис на пути к лучшему
По умолчанию Ответ: Философия в Древней Японии

Влияние синтоизма на философское мировоззрение самураев.
Жизнь древнего японца — это поклонение при*роде и культ предков, мифы, легенды и сказания, в которых действуют многочисленные божества и духи. У японцев сложился свой взгляд на окружающий мир и их собственное происхождение.
Согласно древ*ним синтоистским верованиям, император Японии (тэнно, микадо) является потомком духов неба, а все остальные японцы происходят от божественных ду*хов второго разряда — коми.
Формировавшееся на протяжении многих столетий стойкое убеждение в принадлежности каждого японца к синто и глубокая вера в наличие внутренней связи нации с ками до сих пор, действуя на подсознатель*ном уровне, оказывают непосредственное влияние на жизнь народа в целом.
Вся жизнь японца с момента рождения и освя*щения его в местном храме, как в далеком про*шлом, так и сегодня, проникнута духом синто.
Рассматривая религию синто, интересно просле*дить в ней глубинные истоки такого явления, как самурайство. Где, когда и как возникли в сознании людей те первообразы, архетипы, на основе кото*рых впоследствии сформировалось уникальное в сво*ем роде мировоззрение бусидо. Ведь для того, чтобы понять, каким образом в недрах национального со*знания выросли такие морально-этические и духов*ные ценности, как долг, честь, доблесть, самопожер*твование во имя служения господину, беспримерное мужество, стойкость и уважение к людям, венцом которых является всего одно изречение: «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть», недостаточно ограничится простым рассмотрением фактов и имев*ших место событий. Необходим взгляд изнутри, чтобы выделить те духовные источники, которые пи*тают это мировоззрение.
Синтоизм, изначально пред*ставлявший собой шаманские и колдовские обряды, возникший из суеверий и веры в магию, впослед*ствии под влиянием буддизма отошел от первобыт*ных форм богослужения, но следы первичных веро*ваний сохранились в подсознании народа до наших дней. Насколько глубок этот след, видно на примере культа лисицы. В Японии в честь нее (и некоторых других животных) построены храмы, где собирают*ся люди-лисицы, которые якобы обладают сущнос*тью этого животного. Под протяжные завывающие звуки, издаваемые священниками, и ритмичные уда*ры барабанов люди-лисы впадают в транс. Они верят в то, что духи лисиц вселяются в них, придавая им силу и способность видеть и предсказывать будущее. До сих пор во многих местах таким же поклонением пользуется стрекоза. В глазах японцев, стрекоза Том-бо является олицетворением храбрости и националь*ного духа. В глубокой древности ее относили к воин*ственным насекомым, а страну Ямато называли «Землей стрекозы». Сегодня, спустя многие столе*тия, нередко можно увидеть изображение стрекозы на одежде мальчиков и других предметах.
Приведенные примеры показывают, что первич*ные формы поклонения природе и животному миру в виде образов, дополненных фантазией и элемента*ми духовной культуры, сохранились и поныне. До сих пор в некоторых японских деревнях верят в пре*дание о том, что самураи Тайра, проигравшие сра*жение клану Минамото (первая гражданская война), не умерли, а скрылись в глу*бинах моря, превратившись в крабов. Поэтому часто крестьяне вывешивают над входом в дом высушен*ные тельца крабов, считая, что эти амулеты отгоняют злых духов. Нетрудно догадаться, что крабы здесь ас*социируются с самураями Тайра, которые помогают местным жителям оберегать их жилища.
Мифы, сказания и легенды, тысячелетиями пере*дающиеся из уст в уста, изобилуют примерами доб*лести и героизма, и эти образы глубоко запечатле*лись в памяти поколений. Особенно остро они воспринимаются в детстве: воспетые родителями и служителями храмов, почерпнутые из народных ска*зок. Именно эти героические образы явились носите*лями тех первичных форм, которые на подсознатель*ном уровне повлияли на формирование духовности как самураев, так и нации в целом.
Загадки японской души становятся более понят*ны только во взаимосвязи национальной психологии с древними космогоническими мифами, синтоистс*кими обрядами и верованиями. Самураи же, как со*словие, повлиявшее на весь ход развития средневеко*вой и современной Японии, являются лишь наиболее яркими выразителями духовной культуры народа и его мировоззрения.
Синтоизм, веками внедрявший идею целостности и единства живого и неживого, природы и истории, идею о том, что все в мире про*никнуто живой сущностью — будь то человек, жи*вотные, растения или вещи, дал людям веру в боже*ства ками, которые живут везде и во всем. Ками существуют и в человеке, и поэтому он тоже может стать — или есть — ками. А значит, нет необходи*мости искать спасения где-то в другом мире, отлич*ном от мира людей. Ками — здесь, рядом, в повсед*невной жизни, ками неразрывно связаны с людьми и потому обеспечат спасение.
Синто — путь богов и бусидо — путь воина-са*мурая изначально несут в себе объединительное на*чало, выражающее сокровенный дух японской на*ции.
__________________
юрист, журналист,
советую http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=422112&lfrom=102
Ответить с цитированием