Другие мнения+аналитика.
К чему может привести публикация мифов о китайской угрозе (часть 1)
Цитата:
...Рассуждая о китайской экспансии,
г-н Храмчихин не хочет видеть, что в современ-ных условиях сильные государства достигают свои цели невоенными средствами, в том числе за счет стратегии непрямых действий (финансово-экономическое внедрение, осуще-ствление «цветных революций» для приведения к власти ориентированных на них режи-мов, информационное воздействие и т. д.). Войн против соперников, особенно обладаю-щих солидной военной мощью и ядерным оружием все стремятся избегать. Исключением становится коллективное применение силы под флагом миротворчества и принуждения к миру...
К чему может привести публикация мифов о китайской угрозе (часть 2)
Цитата:
...Вред от активности апологетов мифов о китайской угрозе. Эта деятельность, к сожаления, способна нанести ощутимый вред как позитивному развитию российско-китайских отношений, так и самой России.
Во-первых, публикация подобных статей наруку антироссийски и антикитайски настроенным силам. Она сеет недоверие между РФ и КНР, совпадение позиций которых по многим вопросам безопасности идет в разрез с интересами этих сил. Например, начиная с 1992 г. пресса, особенно западная, охотно тиражирует подобные выступления, способствуя внедрению в сознание российского общества представления о том, что именно от Китая исходит стратегическая угроза России. Некоторые российские СМИ тоже участвуют в этом. Так, в феврале 2010 г. во втором номере российского журнала «Популярная механика» вышла статья упоминавшегося г-на Храмчихина «Война Китая против России». Тираж этого издания, по сегодняшним меркам можно отнести к средним (200 тыс. экз.) и по своему содержанию оно ориентировано на средних предпринимателей, которые обычно далеки от военных вопросов. Какова же цель этой публикации? Пощекотать нервы бизнесменов «грядущим катаклизмом» или породить у них недоверие к потенциальным китайским партнерам? Ответ проясняется, если учесть, что штаб-квартира учредителей этого издания находится в Нью-Йорке.
Во-вторых, трудно не согласиться, что публикации подобного рода способствуют формированию в России образа врага в лице Китая, для защиты от которого ей необходимо "теснее примкнуть" к Западу. А если она будет продолжать ориентироваться на отстаивание собственных интересов, то, по крайней мере, увеличит затрату ресурсов на парирование этой мифической угрозы, и тем самым создавать себе новые трудности. Кроме того, в случае результативности такого информационного воздействия, возможно, следует ожидать торможение дальнейшего стратегического сближения РФ и КНР. Учитывая же, что американцы рассматривают Китай как вполне реальную, а вовсе не мифическую угрозу своей мировой гегемонии, такое развитие событий для них очень желательно. А там, глядишь, появится больше шансов для реализации их плана G2.
В-третьих, надежда на успех такого информационного воздействия подкрепляется современной практикой. Например, во время нахождения автора этой статьи в составе контингента военных наблюдателей ООН в зоне конфликта между Грузией и Абхазией было отмечено следующее. Если до 2000 г. грузины выражали недовольство, прежде всего, внутренней и внешней политикой своих властей, то после 2001 г., когда у них запретили распространение российских СМИ и трансляции её телеканалов, они под воздействием антироссийской риторики М. Саакашвили и грузинских СМИ во всех бедах своего народа стали обвинять исключительно Россию. И можно быть уверенными, что сторонние авторы и в китайское сообщество периодически вбрасывают статьи с мифами о российской угрозе для Китая.
В-четвертых, из такого положения извлекают выгоды разного рода «ястребы» во всех государствах, так или иначе затрагиваемых проблемой роста «китайской угрозы». Это для них повод для лоббирования в органах власти увеличения военных расходов в виду широкой озабоченности общества, вызванной нарастанием военной опасности.
В-пятых, прямо и косвенно поддерживают такое положения и другие заинтересованные лица и организации. Одни от этого «кормятся», выступая с сомнительной аналитикой и участвуя в различных обсуждениях, что позволяет им удерживаться «на плаву». Другие, как, например, «ура-патриоты» и националисты разного толка, используют это в целях своей пропаганды. Третьим, в основном маргинальным политикам, это тоже на руку, так как позволяет списать на внешнего врага свои просчеты...