В статье "Цвета восприятия" я попытался рассмотреть явления находяшиеся в нашем восприятии через призму предельных обобщающих категорий
-----------------------------------------------
Учителя нам в своё время рассказывали, что все цвета можно получить смешением трёх основных цветов. Не вдаваясь в подробности цветообразования, а также историю развития цветовых моделей возьмём эту модель в качестве рабочей. Следует отметить что набор основных цветов, например красного-жёлтого-синего не природная данность, а произвольный выбор. То есть выбирая, по определённым правилам, этот набор мы задаём ту или иную цветовую гамму, которую потом используем для создания как произведений искуства так и предметов обихода.
Попробуем посмотреть на наше восприятия с точки зрения этой модели. Оно определяется нашими природными данными - характеристиками тела, а также нашими шаблонами восприятия. Т.е. из всего поля восприятия мы выделяем вещи, предметы и их характеристики по шаблонам, правилам которые передаются нам в детстве нашими родителями, учителями или в более позднем возрасте самостоятельно извлекаются нами из того культурного контекста в котором мы находимся - книги, общение, телевиденье, архитектура, произведения искуства и т.д.
В начале когда ребенок смотрит на картину ему приходится объяснять, что это дерево, это лиса, это озеро , хотя его органы зрения ничем не отличаются от органов зрения взрослого. Таким образом по мере становления у каждого из нас формируется определённая база шаблонов восприятия, в большей части усваиваемая нами из окружающей нас культуры.
Например таким образом появляются живые и неживые предметы, материальные и нематериальные вещи, твёрдые и мягкие, быстрые и прозрачные, круглые и угловатые, целые и состоящие из частей.
Этих шаблонов очень много, но все они, как и цвета одной цветовой гаммы, задаются несколькими основными, базовыми категориями.
Читать далее