Показать сообщение отдельно
  #209  
Старый 26.02.2008, 17:35
Саша Лютый Саша Лютый вне форума
постоянный участник
 
Регистрация: 03.11.2007
Сообщений: 802
Саша Лютый на пути к лучшему
По умолчанию Just A. Word пишет: ..

Just A. Word пишет:

цитата:
Пирамид все это не объясняет никак.



смотрите

цитата:
Предельно неравноправный обмен с "колониями"
главный "товар" : усечённая (но для "колоний"-сплошное откровение) информация (знания) и "позволение прикоснуться к сверхцивилизации"

Т.е. всё (от архитектуры и технологий до качества жизни) "круче" чем у кого-то за пределами
технологии как правило неповторяемы по принципу "ноу-хау"



Just A. Word пишет:

цитата:
Про ареал господства - ни слова.


а ещё говорите лёгких путей не ищите


цитата:
безструктурный контроль за основными узлами моркоммуникаций


кто контролирует основные узлы коммуникаций на море (в океане, в т.ч. Мировом), тот контролирует море и товарооборот по морю, т.е. большинство "богатств Земли...и её саму"(с)
Just A. Word пишет:

цитата:
Откуда Вы это все взяли?


Ё-моЁ...

Пусть v — характерная скорость перемещения информации внутри государства, а t — характерная длительность процессов, подлежащих управлению из центра. Тогда, «приведенные к кругу» размеры государства не могут превышать vt. Для доиндустриальных государств значение v лежит между 50 -100 километров / сутки, а t в зависимости от исторической эпохи и привходящих обстоятельств составляет от 4 до 10 дней. Таким образом, приведенный радиус древних и средневековых сухопутных империй меняется от 200 до 1.000 километров, причем с улучшением вооружения и увеличением маневренности боевых действий (как внешних, так и внутренних) эта величина уменьшается.

Для морских государств характерные скорости передачи информации — даже в рассматриваемую эпоху — составляли 150 — 200 километров в сутки.

Всё это "работает" только для моноцентрических государств, расположенных на "бесконечной плоскости". Создание иерархической схемы управления: выделение всяких сатрапий, провинций, феодов, номов, — увеличивает теор. размеры государства (теоретически, до бесконечности), но понижает его эффективность, как системы управления. Это может привести к запуску второго — экономического — механизма соц. структуризации.

Кроме того, иерархически организованное государство сталкивается с проблемой распределения властных полномочий между уровнями управления. Региональные иерархические узлы, беря на себя часть проблем, относящихся к компетенции Государства, не только ставят под сомнение необходимость существования этого Государства, но и по мере сил и возможностей тормозят передачу информации высшим иерархическим уровням. Последнее означает, что всякая проблема, которую не удалось решить на низовом уровне, создает угрозу гос. катастрофы.

Экономический механизм носит более сложный характер. Рассмотрим сложный полицентрический государственный организм (обобщенную империю). Для любого ее региона выгоды от существования единого государства определяются наличием общего товарного рынка, охраной коммуникаций, внешней безопасностью. Издержки включают в себя государственные налоги и поборы (в том числе, налог кровью), а также отсутствие суверенитета, что подразумевает наличие дополнительных личных рисков у местных "элит".

Пусть теперь регион начинает развиваться быстрее, нежели транспортная сеть, соединяющая его с центром. Со временем обмен произведенными продуктами с другими областями государства становится все более и более затруднительным: коммуникации, рассчитанные на гораздо меньший объем перевозок, захлебываются. Как следствие в регионе нарастает уровень автаркии. Производители переориентируются на внутрирегиональную торговлю или даже уходят на внешние рынки.

На следующем этапе «издержки империи» начинают превышать ее экономическую выгоду, которая, естественно, снижается по мере роста автаркии. Производители теряют интерес к общеимперскому рынку и охране пораженных хроническим склерозом транспортных магистралей. Одновременно, падает уровень безопасности региона. Во-первых, развитая провинция становится привлекательной для соседей, в то время как имперские коммуникации все хуже и хуже справляются со своевременной транспортировкой войск. Во-вторых, обогащение местных элит вызывает опасение и зависть у столичной знати.

"Элита" региона, озабоченная отсутствием гарантий собственной безопасности и вынужденная все более сосредотачиваться на местных проблемах, постепенно утрачивает общеимперское мышление. Коль скоро это происходит, империя становится метастабильной: отныне любое достаточно сильное потрясение провоцирует ее распад на региональные государственные образования, причем бывшая провинциальная имперская знать становится национальной политической элитой новых государств.

Рано или поздно империя распадается — причем, не по линиям наибольшего транспортного сопротивления, но по некоторым произвольным кривым, которые соотносят с национальными, языковыми, клановыми, родовыми границами. Противоречие между «правильными» и «реальными» линиями раскола иррационально. Оно и решается иррационально: распад империи всегда провоцирует «релаксационные войны» всех масштабов — от межгосударственных, до межмафиозных.

Итак, сохранение единства полицентрического государственного организма возможно тогда и только тогда, когда развитие общеимперской инфраструктуры опережает экономическое развитие регионов.

Вы думаете, древние были дурные?
Это те, "у кого учение маркса всесильно , а потому верно" не в теме вечно...
прочее-ещё более элементарно...
и кстати, описано в ДОТУ...которое вы "никуда не ставите"(с)

и жизнь нас учит как слепых котят,
и тычет носом долго и упорно
в кровавую расползшуюся жижу...
(с), ЕМНИП, М.Волошин

Ист. примеры, до недавних включительно, приводить надо?
или всё же "не будем искать лёгких путей"(с)?
Ответить с цитированием